Акташский ретранслятор для туристов открылся сравнительно недавно — в районе 2015-2016 годов. Не сказать, что об этом месте никто не знал, оно просто было непосещаемым.
Мы давно рассказывали об этом месте и включали его в различные программы путешествий по Алтаю, но сами рискнули посетить только в июне 2017. Лишь тогда случилось так, что у нас был свободный день в Акташе, сносная погода и свободный проводник.
Можно ли подняться на ретранслятор на своей машине? Определенно можно, если у вас полный привод и высокий клиренс. Вы сэкономите 5 000 на заброске и сможете потешить свое самолюбие, восхваляя водительское мастерство и внедорожные качества автомобиля.
Но если у вас не подготовленный внедорожник, а стоковый паркетник или кроссовер (про который автопроизводители так любят снимать ролики о покорении горных ландшафтов), я бы рекомендовал найти хорошего проводника. На то есть две причины:
1. Амортизация деталей автомобиля и возможные неисправности во время этой короткой экскурсии могут стоить вам гораздо дороже 5 000 рублей. А учитывая удаленность Акташа от авторизованных сервисов еще и эвакуатор тысяч за 20.
2. Местные проводники очень не зря едят свой хлеб с хариусом. Помимо трансфера за облака они готовы выложить кучу интересных историй об этих местах. Если вы умеете слушать, разумеется.
Посетив ретранслятор в сентябре 2021 года мы вынуждены дополнить эту публикацию жирным красным текстом: не пытайтесь проехать на ретранслятор на своей машине! С каждым годом дорога все хуже и теперь штурмовать дорогу имеет смысл только на подготовленном внедорожнике с водителем, который имеет опыт и навыки передвижения по каменистым почвам и крутым склонам.
До середины 90-х годов в этих местах располагался Акташский ртутный рудник. Когда-то сам Акташ был основан для обслуживания этого рудника. Но ртуть в таких количествах больше не нужна стране и рудник вместе со всеми его недрами оказался никому не нужен. За пару десятилетий его разворовали, растащили на стройматериалы. А что не удалось человеку сделала природа. Сейчас от рудника остались лишь остатки нескольких зданий и горы отработанного шлака.
Но рудник дал миру дорогу наверх, и это главное для туристов. Выехав из Акташа в сторону Улагана через пару километров нужно повернуть перед первым мостиком направо. Дальше вас ждут 4,5 км дороги ужасного качества. Связано это прежде всего с тем, что речка Ярлыамры, вдоль которой идет дорога, весной выходит из берегой и вымывает из дороги грунт.
Нам повезло — проводник, которого мы нашли, родом из этих мест и много лет проработал на самом руднике. Он рассказывает, то в годы былого могущества эта дорога была намного лучше, чем сейчас. Настолько, что водители путали ее с Улаганским трактом и без всяких сомнений доезжали до самого рудника, где их разворачивала охрана.
Итак, первые 4,5 км преодолеваются с трудом даже на Ниве или УАЗе. Огромные валуны, колеи, трубы — все это не доставляет комфорта. Когда вы проезжаете мостик через Ярлыамры, можно выдохнуть. Дальше дорога пойдет попроще.
Мы поднимаемся на крутой яр и вдруг видим возле дороги небольшой палаточный лагерь.
— Это бабочники, — поясняет наш проводник Сергей, — они здесь все лето. Вы знали, что есть такие виды бабочек, которые стоят десятки тысяч долларов? Вот и я не знал.
Дальше мы огибаем гору рыжего шлака, высотой с шестнадцатиэтажку, и оказываемся перед шлагбаумом. Метрах в 50 справа от нас находится двухэтажное здание, когда-то выкрашенное в белый цвет. Здание давно заброшено за исключением одной секции из двух комнат, где из трубы идет дым. В остальном зияющие оконные проемы, схлопнувшиеся внутрь стены, сложившаяся крыша.
— А это администрация завода, который перерабатывал руду. В прошлом году один местный делец взял его в долгосрочную аренду, сколотил бригаду из местных бухариков и заселил их в корпус. Шарятся по округе, собирают травы, корешки. Вот шлагбаум поставили, чтобы деньги собирать.
Тут Сергей остановился перед шлагбаумом, и выкрикнул в сторону барака несколько крепких слов, что являются паролем. На акташский диалект из кустов появилось чумазое лицо, кивнуло и потянуло за трос, открывающий шлагбаум.
Дальше дорога пойдет еще круче и идет серпантином мимо заброшенного здания рудника, мимо штолен (глубина которых достигает 3-х километров), мимо пасущихся лошадей и яков.
Фото Ирины Раданевич
Фото Ирины Раданевич
Фото Ирины Раданевич
А так выглядит ртутная киноварь, которую добывали как раз в этих штольнях, в Акташе. Снимок я сделал уже в музее в Горно-Алтайске.
Перед финальным подъемом будет большая площадка, на которой мы рекомендуем обязательно сделать остановку. С нее открывается вид на Северо-Чуйский хребет намного интересней, чем с вершины — там сильно мешает скала по центру.
На последнем отрезке к вершине уже встречается снег, облака и вообще здесь заметно прохладнее. Мы поднимаемся на гору Лысуха, но чуть чуть не достигаем вершины. Машины паркуются на площадке вокруг вышки — это и есть ретранслятор. Высота площадки 3 000 м над уровнем моря, а сама вышка 50-70 метров по разным данным.
О том, что это за вышка, какова история ее возникновения и кто эти люди, что здесь работали отлично написано на сайте Алтай Туристский. Я лишь добавлю, что этот ретранслятор обеспечивает район теле- и радиосигналом и мобильной связью. А это значить, что дивные фото с пылу с жару сразу попадают в инстраграмы. Или что вы там еще привыкли вести.
Можно поймать потрясающий вид на весь Северо-Чуйский хребет. Если позволит погода, разумеется.
Можно наблюдать за Курайской степью и запечатлеть, как солнечные лучи гуляют по долине.
Можно медитировать, глядя на ленту реки Чуя.
В ясную погоду можно рассмотреть в бинокль или зум объектива Белуху.
Можно сходить на Озеро Горных Духов, описанное писателем-фантастом Иваном Ефремовым, в рассказе «Озеро Горных Духов».
Можно подняться пешком еще 200 метров и понаблюдать, как в ущелье пасутся сарлыки.
Можно прогуляться по хребту до старого ретранслятора. Прогулка займет часа 2 на туда-обратно.
Можно загореть и сгореть напрочь. А еще полюбоваться местной флорой под ногами.
— Термос с чаем, напитки, еду. Если погода облачная, то хребты могут то открываться, то закрываться и виды будут эпичными и переменчивыми. Вы проведете на вершине несколько часов.
— Теплую одежду: ветровку, шапку.
— Удобную и прочную обувь, если вам вдруг захочется забраться на скалу или погулять по курумнику.
— Защитный крем от загара. На такой высоте за несколько часов можно загореть как за день на солнце в Сочи.
— Фотоаппаратуру, бинокли, штатив.
Таким образом, на ретранслятор стоит потратить, как минимум, полдня. А то и весь день. И мы рекомендуем воспользоваться услугами местных проводников. Прогулка выйдет куда интереснее. Кроме того, через проводника всегда можно попробовать раздобыть свежего хариуса по низкой цене. Или кош-агачской баранины, которая ничем не хуже новозеландского ягненка.
Найти проводника за облака вы можете спросив на любой турбазе Акташа, Чибита или Курая. Всего на акташский ретранслятор доставляют 5-6 человек.
Мы публикуем номер телефона человека, который возил нас. Он дал на это разрешение: +7 962 582 62 77 Сергей.
А теперь фото пользователей, кому больше повезло с погодой.
Выбирайте жилье в близлежащих поселках — Акташ и Чибит. Если вы с семьей или любите комфорт, лучше не жадничать и взять вариант с удобствами.
В любом случае все хозяева приукрашивают свои заведения, поэтому смотрите Booking и ориентируйтесь на отзывы.
активный туризм, алтай, кнедлик, побибикать