Что посмотреть на маршруте: Районная Библиотека, Домик Петра 1, Петровская набережная, крейсер Аврора, Нахимовское училище, Пожарная часть номер 1, Соборная Мечеть, метро Горьковская, Александровский Парк, Балтийский дом, Мьюзик холл, Большой проспект Петроградской стороны.
Маршрут прогулки по Санкт-Петербургу является частью проекта 10 000 шагов.
Протяженность: 6,5 км, 9 300 шагов, 2-2,5 часа. Карта маршрута на Яндекс.Картах.
Сезон и время для прогулки: маршрут хорош в любое время года. Но лучше в безветренную погоду (хотя безветрие в Питере большая редкость), иначе прогулка не принесет достаточно удовольствия.
Набережные и улочки Петроградки хороши и в темное время суток, они достаточно освещены. А в декабре и январе еще и красиво украшены новогодними огнями.
Маршрут можно закольцевать. То есть закончить там, где начали. Это удобно, если надо вернуться, например, к машине или к метро.
Мы начинаем от здания ЛенНИИпроекта на Троицкой площади. Сам институт считается крупнейшим научно‐исследовательским и проектный центром по жилищно‐гражданскому строительству. Проще говоря именно тут решают, как будут выглядеть и функционировать наши города. Почему он интересен нам — тут большая парковка и всегда можно приткнуть автомобиль без страха, что у него прибавится вмятин и царапин.
Следующий же дом в сторону Петроградской набережной — дом, построенный в эпоху конструктивизма по заказу Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Общество было расформировано в 1935 году, а дом построен двумя годами раньше и сейчас является объектом культурного наследия РФ. Он и сейчас называется домом политкаторжан, хорошая статья о нем есть в Петербургском The Village. В доме 200 небольших квартир: 2-х и 3-комнатные. Интересно, что изначально в квартирах не было кухонь, шкафы для хранения продуктов. Общественное питание всего дома было организовано на первом этаже в большой столовой. Со временем столовая стала библиотекой, а квартиры были перепланированы и получили нормальные кухни.
На углу Петроградской набережной пришвартован фрегат «Благодать» — историческая реконструкция фрегата 1800 года постройки, который повоевал в первой половине XIX века и был потоплен. Современная «Благодать» это не судно, а имитация-ресторан, и в него можно легко попасть на ужин со средним чеком в 2-3 тысячи рублей на двоих без алкоголя.
← Поворот налево на Петровскую набережную
Сворачиваем на Петровскую набережную и через дом доходим до Домика Петра I. Первая жилая постройка в Санкт-Петербурге, был построен в 1703 году как летний дом для царя и сохранился почти в первоначальном виде. Дом обнесен забором с воротами, которые большую часть времени на замке. Напротив, на набережной Нивы стоит пара китайских львов Ши-цза, доставленных сюда в 1907 году из Манчжурии.
Затем начинается небольшая аллея метров на 400, ведущая к памятнику «Слава Российскому флоту», воздвигнутому в честь 300-летия Российского флота. О красоте памятника ничего сказать не могу — освещение скульптуры направлено не на нее, а в глаза зрителю.
Напротив — крейсер «Аврора», вставший на вечный причал после капитального ремонта в 2016 году.
На что тут стоит взглянуть помимо «Авроры» (с ней и так все понятно и это вопрос экскурсии) — так это на фасады Нахимовского училища. Величественное, благородное, в любой сезон чистое, опрятное, идеально выглаженное. Как форма моряка.
← Поворот налево на Пеньковую улицу
Поэтому стоит свернуть налево за угол училища на улицу Пеньковая и взглянуть на еще один корпус училища, выстроенный в виде квадрата с большим внутренним двором. Между этими корпусами искусственное футбольное поле и, неожиданно, Санкт-Петербургская община прогрессивного иудаизма Шаарей Шалом.
Поворот направо на улицу Мичуринская →
В конце улицы еще один корпус Нахимовского училища, направо за ним — Пожарная часть номер 1. Действующая, образцовая пожарно-спасательная часть. Построена в 1874 году по проекту известного академика и архитектора Николая Брюллова. Собственно им спроектировано и здание самой части и пожарное депо.
← Поворот налево на улицу Куйбышева
А после поворачиваем налево, на улицу Куйбышева, где может заинтересовать дом номер 5 — бывший доходный дом Бурмистрова.
Валентин Привалов в книге «Улицы Петроградской стороны. Дома и люди» пишет: «… Г. А. Бурмистров имел мелочный лабаз и мясную торговлю. Архитектурное решение здания, как и дома № 10 на противоположной стороне улицы, навеяно образцами итальянского Возрождения».
Построенный в 1914 году под руководством известных архитекторов Раппопорта и Иофана, он имеет закрытую форму двора-колодца. И колодец довольно небольшой. Есть смысл заглянуть в арку и посмотреть на двор изнутри. Во многих квартирах еще сохранились первоначальные балконы, окна и двери. Если вдруг есть открытые парадные — можно прошмыгнуть и туда, подняться по лестнице на пару этажей.
Поворот направо на Кронверкский проспект →
На пересечении Куйбышева и Каменноостровского проспекта перебираемся на другую сторону — это уже часть Александровского парка, аллеями которого двигаемся до станции метро «Горьковская». Раньше в этом парке было две параллельных основных аллеи: для верховой езды и для пеших прогулок. Сейчас здесь можно увидеть граждан разве что верхом на электросамокате, велосипеде или моноколесе.
На углу парка и Кронверкского проспекта стоит станция метро «Горьковская», пережившая в 2009 году реконструкцию и еще больше ставшая похожей на летающую тарелку.
Напротив станции в жилом доме по адресу Кронверкский проспект, 23 в доходном доме жены сенатора Е. К. Барсовой с 1914 по 1921 годы снимал квартиру Максим Горький. Сюда же в гости к Горькому приезжал Герберт Уэллс. В советское время эту квартиру поделили на три части, и в 2018 году одну из них, двушку площадью 52 квадрата, продавали за 11,5 млн ₽.
За «Горьковской» можно повернуть налево и идти дальше аллеями Александровского парка вдоль «Народного дома Николая II». В январе 1898 года председатель Петербургского городского попечительства о народной трезвости принц А. П. Ольденбургский обратился в министерство финансов с ходатайством, чтобы ему «для организации разного рода зрелищ, чтений и увеселений были бы переданы и перенесены в Петербург оставшиеся без всякого применения здания Нижегородской выставки». И Николай II согласовал безвозмездное выделение земли в Александровском парке, и выделил средства на строительство, после чего чугунный каркас Павильона Нижегородской ярмарки переехал в Санкт-Петербург.
Сейчас «Народный дом» это несколько зданий с разными адресами.
Поворот направо на ул. Введенская →
Введенская в длину всего 550 метров, от Кронверкского проспекта до Большого проспекта Петроградской стороны. Она застраивалась с 80-х годов XIX века и до 1940 года. Но есть один дом, который был построен в 2008 году. Угадаете какой?
А наиболее интересный на Введенской это дом номер 7, бывший доходный дом купца Михайлова. Он выделяется и архитектурно, и исторически.
В квартире номер 50 на четвертом этаже с 1915 по 1927 годы жил Борис Кустодиев, художник, стоявщий у истоков советской детской книги, книжной графики, советского плаката. В 1916 году из-за опухоли спинного мозга он утратил возможность двигаться и все работы писал лежа в кресле-качалке. В квартире на Введенской брат художника Михаил Кустодиев смонтировал систему блоков с тросами и противовесами, чтобы художник мог самостоятельно натягивать полотна и передвигаться на коляске по комнате.
На шестом этаже жила актриса Галина Адеракс, послужившая моделью для картины Кустодиева «Купчиха за чаем», хранящейся в Русском музее. С этого знакомства Кустодиева и Адеракс возникло то самое понятие прекрасной «кустодиевской женщины».
Из окна своей квартиры Кустодиев наблюдал февральскую революцию 1917 года. Услышав, что на улице что-то происходит, Борис Михайлович попросил дочь Ирину подкатить его кресло к окну, установить мольберт и писал картину около трех часов, пока не зашло солнце.
Введенская церковь, что на картине, перестала существовать еще в 1932 году, во времена когда большевики активно боролись с верой. Кустодиев, умерший в 1927 году разрушения церкви уже не застал. Церковь снесли, а на ее месте разбили сквер. Интересно, что сейчас сценарии совсем другие 🙂
Поворот направо на Большой проспект Петроградской стороны → Прямо 1,1 км
Большой проспект ПС (Петроградской стороны) был застроен в последнюю треть XIX века и в начале XX. Будучи основной транспортой артерией Петроградской стороны он проектировался изначально широкой просторной улицей. В 1860 году на нем действовала одна из первых конно-железных городских дорог. К паре-лошадей был прицеплен небольшой трамвайный вагон с пассажирами. В 1908 году конку заменили на трамвай, а в 1955 году демонтировали и трамвайные рельсы. Сейчас Большой проспект это отличная улица для прогулок, шопинга и гастрономических развлечений. Первые этажи домов заполнены концептуальными барами, авторскими кафе, пекарнями, ресторанами, бутиками.
Что касается архитектуры — на Большом проспекте внимания достоин почти каждый дом. Но особенно на этом участке стоит обратить внимание на Доходный дом Путиловой (Большой проспект, 44). Его же называют «Дом с совами». Дом, который стал выявленным объектом культурного наследия и имеет отдельную страничку в Википедии. Дом с двором-колодцем, выполненный в духе финского национального романтизма с красивыми порталами на фасаде и характерными скульптурами сов.
Или вот на Большом проспекте, 37 бывшее уездное училище, затем гимназия (а в ней учился Александр Блок), затем ПТУ на базе завода «Вулкан» и вот — отель «Введенский». Сертифицированный на 4 звезды, 190 номеров. Часть здания «утоплена» вглубь проспекта. И самое интересное внутри — в отеле небольшой и очень колоритный конференц-зал, он же банкетный зал. Похожий на просторное помещение католической церкви — с высоким сводчатым потолком и крышей на массивных деревянных балках. Даже с нишей для хора. Еще внимания достойны внутренние открытые террасы ресторанов, так что если вас застал голод и на дворе лето — здесь можно неплохо пообедать.
Альтернативный вариант на пообедать, превосходящий «Введенский» по качеству кухни и подаче — ресторан Must на большом проспекте, 54, прям напротив отеля.. Но столик придется заказать заранее, мест обычно не хватает.
Поворот направо на Каменноостровский проспект, прямо 1 км →
Это площадь Льва Толстого, на которой точно стоит взглянуть на противоположную сторону, где театр имени Андрея Миронова. Пусть название не вводит вас в заблуждение — сам Андрей Миронов никогда не играл в этом театре. Да и сам театр появился спустя почти 10 лет после смерти актера. А вот самому зданию больше 100 лет и изначально он тоже был доходным домом. Но и сейчас и 100 лет назад выглядит гораздо богаче других зданий. Как человек, надевший на себя сразу все дорогие вещи и украшения.
Между домами 26-28 и 32 по Каменноостровскому проспекту раньше была скульптурная мастерская Ивана Дылева. В начале XX века она была снесена и на этом месте построили сквер. А уже в начале XXI века творческие люди Петербурга взяли под охрану этот сквер, который в документах вдруг стал фигурировать как «место под застройку». Артисты, музыканты, художники (среди них были Олег Гаркуша, Юрий Стоянов, Любовь Злобина) стали высаживать в этом сквере деревья, спасая его от застройки. Среди защитников сквера был композитор Андрей Петров, написавший музыку к фильмам «Берегись автомобиля», «Белый Бим Чёрное ухо», «Служебный роман», «Жестокий романс», «Гараж», «Осенний марафон», «Вокзал на двоих» и многие многие другие. В 2008 году сквер получил официальное название «Сад Андрея Петрова», особый статус и здесь был установлен памятник «Первая скрипка». А это значит, что дома под номером 30 по Каменноостровскому проспекту не существует.
К саду примыкает дом 26-28, известный «Дом Бенуа». В нем примерно 250 квартир (из-за перепланировок точное количество сейчас не знают даже в управляющей компании), 25 парадных и 12 дворов. Дом был построен с использованием передовых технологий в строительстве: паровое отопление, встроенные лифты, электричество, гаражи под автомобили, телефоны.
Сейчас бы такой дом назывался жилым комплексом. В 1913 году при сдаче он был доходным домом. Список известных людей, которые жили и живут в этом доме тянет на отдельный материал, а сам дом — на отдельный фильм. Если интересно, прочтите о нем в Википедии. Сейчас въезды во дворы «Дома Бенуа» закрыты шлагбаумами, но пешком можно попасть в большинство дворов.
Взглянув на набор дорогих авто у парадных, можно подумать, что «Дом Бенуа» это историческое элитное жилье вроде высотки на Котельнической набережной в Москве. Так, но не совсем. В доме до сих пор достаточно многокомнатных коммунальных квартир, в которых сосуществуют совсем разные люди. От простых рабочих специальностей до деятелей искусства. А с другой стороны в доме живут известные люди, представители политических, культурных, спортивных и бизнес-элит Санкт-Петербурга. Например, в квартире композитора Дмитрия Шостаковича было 7 комнат площадью 240 квадратов, два гаража, и два выхода — на две разные улицы. Сейчас эту квартиру продают за 30 миллионов рублей.
«Дом Бенуа» это характерный срез всего Петербургского общества.
Пройдя дальше по Каменноостровскому проспекту и преодолев Австрийскую площадь справа по ходу движения можно увидеть здание Ленфильма. Подробно о нем очень хорошо написано на сайте «Прогулки по Петербургу». И у здания и у киностудии очень интересная история. В конце 2019 года здание признали памятником истории и культуры.
Налево в подземный переход по направлению к Конному переулку. Издалека хорошо видна Санкт-Петербургская соборная мечеть. Не только самая большая мечеть в Европе, но и здание, выполненное в стиле северного модерна и традиционной архитектуры Азии. Спроектированное лучшими российскими архитекторами на пожертвования мусульман Санкт-Петербурга, а камень для отделки добывали в Финляндии и Карелии на карьерах, которые сейчас уже не действуют. Первый намаз прошел в феврале 1913.
У мечети отлично выполнена подсветка, и в сумерках или в темное время суток здание выглядит фактурно, величественно. Особо интересны цвета и детали: минареты, своды порталов, витражи, двери. В облике мечети главную роль играет контракт, который намекает: да, это мечеть. Но это мечеть на севере.
Через один дом, на углу улицы Куйбышева и Кронверкского проспекта ныне располагается музей политической истории. В прошлом это особняк Матильды Кшесинской, соединенный с бывшим особняком предпринимателя Василия Эммануиловича Бранта. Любопытна как сама архитектура и история зданий, так и события в них происходившие. А вот подробности этих событий раскроют экспонаты самого музея. А этих экспонатов тут практически пол миллиона. Словом, музей политической истории это отличный пункт, которым можно закольцевать прогулку — ведь мы почти дошли до точки, в которой она началась.
Позади 9500 шагов, 2-3 часа времени и, надеемся, время проведенное с удовольствием.