Маршрут на 12 дней по Алтаю

Алтай, Россия

Алтайская кругосветка: Маршрут по Алтаю на 12 дней

Автор:

7 Янв, 2021  

Этот маршрут нас однажды попросили разработать ребята из одного туристического клуба. К сожалению, им так и не удалось его реализовать. Поэтому мы публикуем его как есть и надеемся он вас заинтересует.

Этот маршрут — одна из Алтайских кругосветок. Он хорош, для тех, кто приехал в первый раз и хочет увидеть сразу побольше.

Мы познакомимся с Алтаем. Изучим его потайные уголки, познакомся с кухней и культурой алтайцев, найдем лучшие ракурсы для фотоснимков.

День 1 — по Чуйскому тракту

Мы стартуем из Горно-Алтайска, туда можно легко добраться самолетом из Москвы или Питера. Горно-Алтайск это единственный город в Республике Алтай, столица. Мы держим путь по Чуйскому тракту, который идет от Новосибирска до самой границы с Монголией в Ташанте.

Через полтора часа мы оставим позади популярные туристические места: озеро Ая, Бирюзовую Катунь, игорную зону «Сибирская монета». В этих местах оседает более 80% туристов. А настоящие приключения начинаются по ту сторону Катуни, за селом Камлак.

Сегодня нам предстоит проехать всего 350 километров. По отличному покрытию Чуйского тракта это расстояние преодолевается легко и быстро. Однако обилие красот и достопримечательностей вокруг мотивирует нас останавливаться каждые полчаса.

Семинский перевал, перевал Чике-Таман, слияние Чуи и Катуни, водопад Девичьи слезы и множество потрясающих видов по дороге, не съезжая с тракта.

Обязательно стоит свернуть после Онгудая налево и проехать порядка 20 км по отличной дороге. Она ведет к турбазе Газпрома, в народе называемой «Дача Путина». Там стоит шлагбаум и дальше вас никто не пропустит. Но 20 км этой дороги это красивейшие виды. Стоянки, где можно остановиться на пикник.

Ближе к вечеру мы прибудем к месту ночевки, в село Акташ. Здесь, прямо с турбазы, открывается потрясающий вид на Северо-Чуйский хребет. Мы приготовим ужин из местных продуктов и за костром обсудим планы на предстоящее путешествие.

Здесь, в горах, отлично спится, а звезды настолько огромные, словно смотришь в них через зум фотокамеры.

Остановиться мы рекомендуем на турбазе Мёны. Там есть 4 дома, каждый на 4-6 человек. И трехэтажный корпус с удобствами. Контакты: 8-913-990-16-12 Игорь Сергеевич

День 2 — Актру

Утром самые активные могут проснуться пораньше, чтобы сходить на прогулку. Всего в 10 минутах ходьбы по лесной тропе находятся легендарные Гейзеровые озера.

После завтрака мы отправляемся в альплагерь Актру. Для этого мы снова выезжаем на тракт и едем в сторону села Курай. 50 километров пути до Курая — это самые потрясающие виды, которые могут открыться с дороги. Снежники, ледники, панорамы. А еще табуны диких лошадей, изворотливая Чуя и едва тронутая человеком природа.

Мы свернем с тракта в Курае. Это село находится в прекрасной долине — Курайской степи. Село прикрывает Северо-Чуйский Хребет во главе с массивом Актру. 8 километров по сносной для бездорожья дороге до базы Перевалка и еще несколько по несносной до альплагеря Актру.

Самые активные (те же, что и утром, а возможно к ним присоединятся и другие) могут совершить акклиматизационную прогулку по окрестностям альплагеря Актру. Сегодня и завтра мы проведем на высоте свыше 2 000 метров и организму необходимо перестроить свои защитные реакции в соответствии с новыми условиями климата и географическим положением.

После прогулки мы приготовим вкусный ужин и обязательно посидим у костра, познакомимся с соседними группами и, уверены, узнаем много интересного.

Ночевка в небольших деревянных домиках на базе.

У Альплагеря есть очень хорошая группа ВКонтакте: и довольно информативный сайт. Контактами можно воспользоваться для бронирования жилья и трансфера. Но трансфер из самого альплагеря может быть дороговат. Поэтому стоит узнать о возможном трансфере на турбазе Мёны (где вы будете останавливаться накануне). Они либо имеют свой транспорт, либо дадут контакты. А вообще в селе Курай нет недостатка в перевозчиках. Транспорт: ГАЗ-66, Урал, УАЗ буханочка.

День 3 — Курайская степь

Еще позавчера вы просыпались в обычных городских условиях. Вчера — с потрясающим видом на снежные вершины. Сегодня вы уже в пешей доступности от гигантского языка ледника Актру. Что будет дальше? Пойдем, посмотрим.

Мы завтракаем и отправляемся на радиальный треккинг. Это может быть поход на высокогорное Голубое озеро, что лежит на высоте 2 840 метров. А самые подготовленные могут совершить восхождение на перевал Учитель. Его высота 3 100 метров и по пути можно нарваться на признаки горной болезни. Но если дойти до вершины, вы будете вознаграждены нереальными видами курайской степи, ледника Малого Актру и горы Купол Трех Озер.

После треккинга мы снова соберемся в лагере. Пообедаем и на машинах спустимся вниз — в долину Курайской степи. А ночевать нам предстоит в очень уютном и аутентичном доме-восьмиграннике, что стоит на холме прямо в Курайской степи.

На самом деле экскурсионных маршрутов района Актру намного больше. Мы выбрали два разноплановых и комплексных. Они рассчитаны на разный уровень подготовки. Но в любом случае надо ориентироваться на два фактора: подготовленность группы и погоду. Вот здесь очень неплохо и коротко описаны маршруты и условия пребывания в Альплагере Актру.

Альтернативой Актру может быть поездка на Акташский ретранслятор и повторная ночевка в Акташе.

День 4 — Кош-Агач, Чуйская степь, плато Укок

Нас снова ожидает ранний подъем. И, разумеется, дорога. Сегодня мы посмотрим множество разных дорог. Сперва проедем по Чуйскому тракту около 70 км до села Кош-Агач. Это уже почти граница с Монголией.

Условия жизни в Кош-Агаче приравнены к условиям крайнего севера, а жители даже получают северную надбавку. Кош-Агач находится на высоте 1 900 метров над уровнем моря, в Чуйской степи. Эта степь сильно отличается от соседней Курайской. Здесь почти нет растительности. Ни травы, ни кустарников. Чего уж говорить о деревьях, если само название Кош-Агач переводится с казахского как «два дерева».

Но здесь чрезвычайно красиво. Тихо, уютно. Летом даже тепло. А количество солнечных дней превышает сочинскую квоту. Коров здесь практически не держат, но зато очень уважают барашков, а иногда можно повстречать сарлыков верблюдов.

Проехав Кош-Агач, мы сворачиваем с тракта и движемся в направлении села Джазатор. Покрытие дороги грунтовка разного качества. И, как в любой уважающей себя азиатской степи, основную дорогу дублируют десятки параллельных направлений. Все они ведут в одно место и ехать можно смело по той, что мягче.

По дороге находятся Джумалинские ключи. Они же Теплый ключ. Настоящие радоновые ванны с небольшими туристическими домиками. А после них начинается перевал Теплый ключ и это самое серьезное испытание на пути к Укоку. Подъем тянется 9 км тяжелой каменистой дороги. Однако специфика Алтая подсказывает «чем сложнее дорога, тем лучше места нас ожидают». Преодолев подъем, мы оказываемся у небольшого горного озера. За ним виднеется еще одно, и еще. Это не те озера, что мы видели днем раньше на Актру. Они больше похоже на высокогорные болота, берега которых поросли невысокой травой.

А чуть дальше начинается само плато Укок. Объект культурного наследия ЮНЕСКО. Место жизни древних алтайцев. Именно здесь была обнаружена знаменитая мумия Принцесса Укока, которая хранится в музее Горно-Алтайска.

На Укоке никто не живет. Это сложная для жизни территория. Высокогорная равнина используется местными разве что для рыбалки и охоты. Туристов здесь тоже совсем немного. Пожалуй, единицы из сотен тысяч отдыхающих бывали на Укоке. Поэтому мы можем прочувствовать уникальность и заповедность этих мест на себе. Высота плато 2 200-2 500 м в разных местах. И на 500-700 метров над плато возвышаются снежные хребты. Ну и если вы верите в места силы, то Укок это именно то самое место.

Сегодня мы заночуем прямо здесь. На берегу какого-нибудь из этих озер. Посмотрим на близкие звезды и порассуждаем перед сном об уникальности этих мест.

Для заброски на Укок обычно используют УАЗы буханки или «Бобики». В редких случаях старые Land Cruiser или Nissan Patrol. На 10-12 человек одной машины будет мало, стоит брать две или искать перевозчика с ГАЗ-66. Но, насколько я знаю, комфортных 66-х в этой местности не держат, а проехать путь от Кош-Агача до Укока на деревянных лавках — то еще испытание. Местные в Кош-Агаче берут по 20-25 тысяч за машину (туда и обратно). Это ближе всего к Укоку. Но я рекомендую искать заброску в Акташе или Курае. Там больше русских водителей, стиль езды мягче и состояние автомобилей намного лучше. И главное — если погода пасмурная, на Укоке делать нечего.

День 5 — Кош-Агач

До полудня у нас есть еще время, чтобы насладится Укоком. А после мы садимся в автомобили и возвращаемся в Кош-Агач. Сегодня мы заночуем в комфортных условиях. Будет возможность принять душ, посидеть у телевизора или выложить фото в интернет.

Рекомендуем гостиницу «Расул» — единственная в этих местах гостиница с удобствами в номерах. Есть собственная кухня-столовая.

День 6 — Улаган, Пазырыкские курганы, перевал Кату-Ярык, долина Чулышмана, мыс Кырсай

Мы завтракаем в комфортных условиях и нас снова ждут автомобили повышенной проходимости. Мы вернемся на 120 км назад по тракту, в Акташ и променяем Чуйский тракт на Улаганский.

Улаганский тракт богат достопримечательностями сам по себе. Красные ворота, Мертвое озеро, Форелевые озера, сказочное озеро Киделю, Улаганский перевал. И это только в первые 70 км, пока дорога ведет к райцентру этого района — селу Улаган.

Природа здесь совсем другая, нежели в Курайской или Чуйской степи. Более суровая, северная. Зато проехав Улаган, мы снова попадаем в местность, называемую Альпийскими лугами. Высокогорные поля с выпасной травой по пояс. Именно здесь расположена еще одна достопримечательность — Пазырыкские курганы. Заповедное место из 5 больших курганов-захоронений. Археологи оценивают время захоронений IV-V века до нашей эры. Сейчас это огромные воронки, диаметром 27-47 метров и глубиной 1,5-3,5 метра.

Следующая точка маршрута — перевал Кату-Ярык. Без преувеличения, самый живописный перевал Горного Алтая. Серпантин длиной 3,5 км, проложенный в близком к отвесному склоне. Высота перевала всего 800 м, но спуск или подъем запомнятся надолго. Кроме того, со смотровой площадки открывается удивительный вид на долину реки Чулышман. Этот вид можно сравнить разве что с панорамой в норвежских фьордах.

Спустившись с перевала мы едем по знаменитой долине Чулышмана. Здесь свой климат, свой рельеф и даже запах трав совсем иной, нежели наверху. Сама долина образована рекой в глубоком каньоне, ограниченном с обеих сторон скальной породой. Дорога петляет вдоль реки до самого берега Телецкого озера. Ехать порядка двух часов, во время которых можно ухватить десяток хороших кадров. Водопады, пороги, скалы. Мы остановимся сегодня на мысу Кырсай, самой южной точке Телецкого Озера. Здесь есть песчаный пляж и теплая лагуна, которая в сезон прогревается до состояния «можно искупаться трезвым».

Здесь приятный микроклимат. Утром, когда еще прохладно, ветер дует из долины, отправляя прогретые воздушные массы к озеру. А после обеда, когда солнце начинает палить, с озера дует в верховья реки прохладный влажный бриз.

Сегодня мы заночуем на одной из небольших турбаз на берегу. На Кырсае нет разницы, какую из турбаз выбирать. Но есть совет — лучше везти питание с собой. Там продукты очень дорогие и не первой свежести. Хорошие магазины самообслуживания есть в Акташе и Улагане.

День 7 — Прогулка по озеру, водопад Учар

Какая лучшая награда для туриста? Конечно же, днёвка. Где лучшие днёвки? У нас на Кырсае.

В ясную погоду можно отправиться на прогулку по озеру. На уютном катере проехать до водопада Корбу, посетить Каменный залив, кордоны Яйлю и Беле. Берега Телецкого озера окружены высокими неприступными скалами и по большей части необитаемы. Есть только несколько мест, куда можно пристать. И эти места выглядят эпично. Как, впрочем, и все Телецкое озеро с воды. Протяженность озера 78 км, поэтому прогулка даже на скоростном катере займет весь день.

day7.jpg

Вариант номер два — отправиться на водопад Учар, самый большой и ужасный из алтайских водопадов с высотой падения 160 метров. Строго говоря, это даже не водопад, а водоскат воды на реке Чульча.

Дорога к Учару непроста. Нужно на лодке форсировать бурный Чулышман и совершить пешую прогулку длительностью 3,5 часа. Тропа сложная, местами идет по кромке, местами скользкая. Но результат стоит потраченных усилий. Учар действительно впечатляет. Особенно если сделать фото на его фоне.

day7-2.jpg

А вечером мы посетим туристскую баню, собранную на берегу Чулышмана. И полакомимся свежим хариусом из здешних рек.

Прогулка по озеру это вопрос везения. На самом деле на Южном берегу редко стоят свободные катера. А договориться заранее и пригнать катер из Артыбаша, это значит оплатить его в две стороны + прогулка. Учитывая тамошние расценки, это довольно дорого.

Но в июле бывает такое, что на турбазы привозят туристов и продукты, а обратно катер идет пустой. Такого капитана можно зафрахтовать недорого.

День 8 — обратная дорога в Акташ

Дорога до Южного берега является тупиковой. Попасть на другую сторону озера можно только водным путем. И, наверное, это к лучшему. Иначе здесь давно было бы не продохнуть от количества туристов, придорожных забегаловок и ночных дискотек.

Нам на северном берегу делать нечего. Мы видели куда более впечатляющие места и нам хочется продолжения. Поэтому мы возвращаемся назад. Проедем по долине Чулышмана, взберемся на Кату-Ярык, оставим позади Улаган и заночуем в знакомом нам Акташе.

Ночевать в Акташе можно на турбазе Мёны, либо в комплексе «Расул». Расул подороже, но комфортнее. А также в последние годы вдоль трассы прямо в поселке возникли еще несколько гостевых домов.

Еще есть альтернатива: если в вашей группе будет много рыбаков — заночевать на форелевых озерах сразу за Улаганом. Там есть две спартанские турбазы. Ловится хариус и форель. В случае неудачи можно купить рыбы.

День 9 — Акташ, Усть-Кан, Усть-Кокса, Мульта

И снова ранний подъем. Нам предстоит дальняя дорога. Но сначала заедем на небольшую экскурсию. С недавних пор в Акташе туристы разведали смотровую площадку, на которой находится ретранслятор. С нее открывается сумасшедший по красоте вид на Северо-Чуйский хребет. Он будет интересен еще и тем, что несколько дней назад мы были в тех местах, покоряли те вершины и трогали те снежники.

Экскурсия не займет много времени, порядка полутора часов.

day9.jpg

А дальше мы снова путешествуем по тракту и возвращаемся к подножью Семинского перевала. Здесь отпочковывается дорога, ведущая в Уймонскую долину.

Отсюда около 6 часов дороги до места нашей сегодняшней ночевки. Эти 6 часов пролетят незаметно в компании двух перевалов, аутентичных населенных пунктов, журчащих горных рек и прекрасной окружающей природы. Здесь, как и по Чуйскому тракту, есть где остановиться и поставить штатив для фото.

Мы проедем сначала Усть-Канский район, преодолеем небольшой перевал Громотуха и окажемся в Усть-Коксинском районе. Большую его обитаемую часть занимает Уймонская долина. Еще несколько лет назад в этот район пускали только по пропускам. Это приграничная территория и снова здесь сходятся 4 государства: Россия, Казахстан, Монголия и Китай. 

Сейчас заставу сняли и любой гражданин России может посетить эти места без всякого на то разрешения. Однако надо не забывать носить с собой паспорт (а лучше его копию).

Здесь нас снова встречает река Катунь, здесь ее верховья и именно в этом районе она берет свое начало, вытекая из-под ледника Геблера под горой Белуха.

Уймонская долина это самый зеленый и плодородный район Республики Алтай. Здесь тепло и солнечно. Летом в огородах вызревают арбузы. Здесь засевают поля и выращивают культуру. Пастбищ здесь такое количество, что собирать свой разбредшийся табун лошадей можно неделю. Здесь в селе Верхний Уймон жил и творил художник Николай Рерих.

А мы сегодня будем ночевать и творить в больших уютных гостевых домах в деревне Замульта.

day9-2.jpg

Могу порекомендовать своего хорошего друга Михаила Гребенкина. Он держит гостевые дома в деревне Замульта и занимается забросками на озера. У него есть несколько УАЗов буханок, ГАЗ-66 с нормальными креслами (что редкость), собственные ходовые лошади. Своя пасека с вкуснейшим белым медом. И вообще он родом из этих мест и знает их лучше, чем кто-либо из приезжих гидов.

Телефон +7 913 697 6436, зовут Михаил. Можно сказать, что вы от Ивана, сына Иваныча из Барнаула.

День 10 — Мультинские озера

Рано утром мы завтракаем и отправляемся на Мультинские озера. Предстоит преодолеть порядка 15 км и это займет у нас 4-5 часов.

«Сколько сколько?» — обычно переспрашивают туристы, когда слышат время или стоимость поездки.

Стоит сначала увидеть или представить себе дорогу к Мультинским озерам. Это проторенная сквозь луга и лиственничный лес бездорожная колея, в которой попадаются лужи глубиной до метра-полутора или булыжники, размером с малолитражку. Почти каждый рейс для водителей оборачивается ремонтом автомобиля. Именно поэтому заброски стоят приличных денег и на Мульте до сих пор не разбит туристический курорт и не построены аттракционы.

Это по-прежнему один из заповедных уголков Горного Алтая. Он находится на территории Катунского Биосферного Заповедника. И когда мы поднимемся на Нижнее Мультинское озеро, егерь попросит нас внести свои данные в огромную тетрадь и соберет небольшой экологический сбор — что-то вроде 90 рублей.

Дальше Нижнего озера автомобильной дороги нет. Это странно слышать, потому что и до этого дороги не было, но машины как-то умудряются сюда забираться. По большей части это УАЗы и ГАЗ-66. Машина должна быть высокой и компактной. Зачастую нужно штурмовать такие места, где с разгона нужно попасть меж двух деревьев. И содранная кора свидетельствует о том, что не каждому это удается.

Итак, в полдень мы на Нижнем озере. Нам понадобится еще час, чтобы дойти по берегу до места нашей стоянки. Оно называется Шумы — небольшой водопад-водоскат между Нижним и Средним Мультинскими озерами.

Не смотря на близость водопада, здесь очень тихо. Есть даже песчаный берег и идеальное место для созерцания и фото. Правда купание возможно исключительно для придания бодрости телу, вода едва прогревается до 8-10 градусов. Но зато открывается шикарный вид на Среднее Мультинское озеро, окруженное горами. Вдалеке можно разглядеть полку с Верхним озером и во главе картины целый каскад снежных вершин.

day10.jpg

После обеда у вас будет еще много времени, чтобы загореть, сходить на прогулку на Верхнее озеро, раздобыть хариуса на ужин или просто наслаждаться природой.

А вечером обязательно стоит посидеть у костра и попеть туристских песен.

Хариуса (а иногда и мясо марала или дичь) всегда можно выменять у егерей за водку или деньги.

День 11 — Среднее Мультинское озеро

Сегодня, наконец, можно выспаться. Машина придет только после обеда. Поэтому есть время на поздний завтрак, купание и бесцельное брожение по берегу.

За те же 4-5 часов вы вернемся в гостевые дома в деревне Замульта, где сможем сходить в баню, поужинать, посидеть у костра.

День 12 — Дорога домой

Сегодня мы медленно, но верно начинаем наш путь к дому. Предстоит порядка 350 км дороги. Сперва до Чуйского тракта, а затем до поселка Барангол. 

Барангол это уже совсем туристические места. Здесь нас ожидает комфортная гостиница, где можно подвести итоги отпуска, вспомнить самые яркие места, поделиться впечатлениями и скинуть фото. 

И завтра утром можно отправиться в аэропорт, он всего в 40 минутах езды отсюда.

Рекомендуем Усадьбу Емельяновых — это большой гостевой корпус в Баранголе. По соотношению цена-качество-обслуживание, пожалуй, лучший в округе.

Контакты: 8 905 980 82 31 Елена (хозяйка). Сайт: http://gostemel.ru/


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *