Как водить на Бали

Бали

Правила дорожного движения. Как водить на Бали

Автор:

3 Янв, 2020  

Тут бы сразу написать «никаких правил», но формально они все же есть.

Сразу скажу, что все описанное касается вождения автомобиля. Для байков все сильно проще. А по сути на байке главное не задевать другие транспортные средства, не падать с байка, да ездить в шлеме. Это полезно и для здоровья и для дорожной полиции. Для тех кто водит байк этот текст будет полезен для понимания того, почему автомобили так движутся и как избегать контакта.

На машине я проехал на Бали порядка 2500 км. Учитывая размер острова и среднюю скорость в 30км/ч, это порядка 80 часов за рулем и два круга по острову включая все основные магистрали.

Обо всем по порядку. Движение на Бали очень своеобразное. Транспорта много, а улочки очень узкие. Порой, они уже чем ширина вашего транспорта. Но об этом чуть позже.

«Забудьте, чему вас учили в автошколе». На Бали немного другие правила. Если вы арендовали машину, чтобы ездить по благородному югу меж пряжами и достопримечательностями (ну ладно, однажды сгоняете в Убуд), то 80% времени вы будете стоять в пробках.

Средняя скорость передвижения без пробок составляет 30-40 км\ч, в часы пик все просто стоит колом. Цикл светофора обычно минуты 2-4, поэтому можно поставить коробку на P, ногу на коврик, YouTube на play. Можно вообще сходить купить фруктов или воды в супермаркете.

Байков настолько много, что порой вам кажется, что вы сплавляетесь по огромной реке из мотобайков. Стиль вождения очень медленный и степенный — и у вас тоже. Обязательно поворотник и обязательно меееедленно сползаем в другой ряд или поворачиваем. Ваш маневр должны видеть с соседних островов.

Да, стоит понимать, что на Бали не принято пропускать. Вообще и всегда, если конечно за рулем не турист. Поэтому ждать милости при выезде или перестроении можно вечно. Вам будут дудеть сзади, а вы не будете понимать какого черта. Поэтому просто медленно отпускаем тормоз и внимательно выкатываемся, слушая сигналы тех, кто движется в приоритете.

Правила проезда нерегулируемых перекрестков — кто справа, тот и прав. Но часто это не работает и едут просто все и всегда. Я поначалу несколько раз замешкался, пропуская механизмы из других направлений, но по сигналам сзади понял, что тактика должна быть иной. Просто отпускаешь тормоз и закрываешь глаза, остальные либо успеют прошмыгнуть перед тобой, либо пропустят.

Вас будут нервировать. Медленные байки, не позволяющие ускориться выше 20 км\ч. Тупоголовые туристы-самоубийцы на резвых скутерах и без шлемов. Попрошайки, которые лезут в окно. Пробки, пробки и еще раз пробки. Если вы из впечатлительных — лучше не садитесь за руль на Бали.

А еще все и всегда сигналят. Но расслабьтесь — это не вам, это мирозданию. Это способ водителей сказать, что они есть на дороге.

Автострад на Бали как таковых нет, а все дороги между поселками либо узкие и загруженные, либо опасные и серпантинистые. Однажды я даже разогнался до 75 и после недели в пробках мне стало казаться, что я лечу по МКАДу и рискую жизнью.

А теперь вернемся к качеству дорог. Оно на высоком уровне (если дорогу перед вами не снял оползень, вызванный тропическим ливнем). В остальном главная проблема — они очень узкие. Следите за шириной полосы и не давайте навигатору надуть вас.

На фото обычный переулок в Чангу, где может разъехаться либо байк и байк, либо машина и байк. Для разъезда двух машин надо въезжать в повороты и дворы. Для разъезда с грузовиком надо молиться.

Это было где-то в Куте, когда мы пытались попасть в Carrefour. Чертов maps.me отправил нас коротким путем и мы свернули на неприметную улочку с шоссе.

— Нам точно сюда? — спросил я. Навигатор подтвердил, показав 3 отрезка по 150 метров и три поворота.

Повернув в следующий переулок я понял, что ширина дороги равна ширине колесной базы автомобиля. Справа глубокая ливневка, слева заборы жилых домов. Было пару карманов, чтобы разъехаться с байками.

На следующем повороте стало понятно, что пути назад нет. Преодолеть задним ходом этот поворот у меня уже не выйдет. Так что либо вперед, либо машину надо будет выдергивать из этих катакомб с помощью вертолета. Сзади уже скопилось два десятка байков, водители которых показывали яркие жесты и сигналили.

Еще поворот — и стал виден просвет, выезд на широкую улицу. Но до нее надо было преодолеть 50 метров чрезвычайно узкого пространства. Пришлось сложить оба зеркала, но и этого не хватило — в середине этого отрезка у ворот стояла бетонная кадка, размером с половину бочки.

Я вылезаю через окно, откатываю кадку из переулка и мы пытаемся протиснуться в этот лаз. Начинает одолевать паника, которая появляется у человека, больного клаустрофобией, когда он оказывается, например, в узкой пещере.

И тут, как в хороших триллерах, как только машина задним стеклом равняется с этими воротами, из них выходит разгневанный хозяин с ножом. Жми на газ! Мы на свободе!

«Спасибо за то, что обратились к нам и вернули автомобиль целым», — пожала мне руку Trisna, хозяйка проката, когда я возвращал автомобиль, «В следующий раз в знак благодарности мы готовы дать вам Toyota Alphard по цене Agya».

— Скажите, вы когда-нибудь парковали боинг в велосипедную ракушку?

Парковки на Бали

Как только вы задумаете встать, чтобы выйти из машины, вам обязательно помогут припарковаться в какое-нибудь узкое пространство между машиной, деревом и памятником. Потом этот же улыбчивый гражданин поспешит сообщить вам, что парковка платная и он обязан получить с вас 2000-8000 местных денег. В среднем это что-то в районе 10-40 рублей, так что разбитое зеркало или спущенное колесо обойдется намного дороже.

Платные парковки везде. На пляжах, на рынках, у магазинов, банков, ресторанов и вокзалов. Бесплатно вы можете припарковаться только возле собственного отеля. Из плюсов — эти парковки имеют статус официальных. Так что вам выдадут талончик.

Из минусов — вас все равно попытаются надуть. На пляже в Сануре любезный парняга показал, мол, положите талончик под дворник, чтобы не потерять. Естественно, он вытащил его как только мы отошли от машины, перепродал и заставил меня второй раз платить за парковку уже при выезде.

Наличие парковочного талона никак не влияет на безопасность вещей, оставленных в машине. На Бали орудуют воришки с соседних островов и они найдут применение вашим купюрам, банковским картам, документам, технике и даже одежде. Машины вскрывают, если видят, что турист оставил что-то ценное.

Когда мы переезжали с места на место и с нами были чемоданы, мы предпринимали меры предосторожности.

  1. Каждый чемодан закрыт на кодовый замок и дополнительный навесной замочек.
  2. Все три чемодана скреплены за ручки и прикованы к петле багажника тросом с замком, которым крепят велосипеды или мотобайки.
  3. Все чемоданы накрыты плотной темной тканью, чтобы через тонированное стекло не было видно, что в салоне что-то осталось.

Возможно, что-то из этого было излишним, но зато я обезопасил себя от пробежки по улице с крикам «Стой, сука!» за улепетывающим с твоими вещами байком.

Также не рекомендую парковаться под знаками, запрещающими это делать. Да, у балийской полиции нет эвакуаторов и им с вас, туриста, особо нечего взять. Но, например, дорожная полиция Убуда спускает нарушителям колеса. Странная мера, не правда ли?

Есть три типа опасностей, что подстерегают вас во время вождения на Бали.

  1. Полиция. У вас, как у туриста, было бы неплохо проверить наличие международных прав, документов на машину, ремня безопасности, трезвого и ясного сознания. Если все это в наличии — вам не о чем беспокоиться.
  2. Местное население. Избегайте ДТП и любых соприкосновений с любыми участниками движения. Вы, как турист, будете неправы в любом случае. Даже, если ночью вам в лоб на вашей полосе приедет пьяный индонезийский ребенок без прав и шлема на байке с выключенными фарами. Найдется сразу куча свидетелей, которых привезут из ближайших деревень. На байк будет усажен крупный мужчина, который якобы вез этого ребенка в госпиталь, а тут вы въехали в него на полной скорости и встречной полосе. Вас окружит толпа, полицейские найдут у вас нарушения поинтереснее и вы лишитесь несколько тысяч долларов выкупа. Здесь единственно правильный совет — хорошие отношения со своим ренталом (человеком, который сдал тебе машину). Он единственный на острове заинтересован в решении твоих проблем. Как выбрать хороший прокат мы писали в отдельном материале.
  3. Рельеф и погода. Крутые повороты, серпантины, прижимы над морем. Конечно, на байке все куда опаснее, но для машины фатальней. Старайтесь не ездить в сильный ливень по серпантинам. В лучшем случае вам под колеса угодит байкер, в худшем — кусок дороги перед или вместе с вашей машиной смоет в пропасть.
  4. Туристы на байках. Эти водят куда опасней местных. Пытаются пролезть по встречке, выезжают против правил, сильно превышают скорость. В общем, ведут себя так, словно бог Вишну уже даровал вторую жизнь.
Дорога, которая была отличным асфальтом, пока по ней не прошел тропический ливень.

И коротко о плюсах. Если учесть все то, что написано выше, и четко следовать правилам, машина на Бали это едва ли не единственный способ ограничить для себя большинство раздражающих факторов и насладиться природой. Забраться в горы, объехать побережья, посетить лучшие пляжи и секретные места.

Второй такой способ это байк. Но он не подходит, если вы путешествуете с семьей, возите в собой много багажа или неуверенно держитесь на двух колесах.

Еще про Бали:

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *