Байки инструктора

Раньше лучше было

Автор:

18 Ноя, 2016  

Республика Алтай, она же до 1992 года Горно–Алтайская автономная область была для союза чем–то вроде Крыма, только без санкций и без моря. Вся туристическая инфраструктура была построена вокруг четырех туристических баз: “Алтай”, “Катунь”, “Юность” и “Золотое озеро”.

По территории Республики пролегало 4 всесоюзных туристических маршрута, 6 маршрутов республиканского значения и несколько десятков местных.

Полноценный пеший поход стоил 90–95 рублей, но ⅔ этой стоимости брал на себя профсоюз. Простому советскому трудяге оставалось внести 25–30 рублей. Состоятельным господам предлагалась возможность проделать часть пути или весь путь верхом. Специально для этого турбазы в начале сезона арендовали у колхозников гужевой транспорт и предлагали туристам в субаренду по 9 рублей в сутки за лошадь. Но, не смотря на приличную стоимость, конные походы пользовались повышенным спросом.

Для участия в турпоходе не требовалось особых навыков или олимпийского здоровья. На базе туриста радушно принимали, вскидывали на горб рюкзак с палаткой, спальником, тушенкой и макаронами, знакомили с инструктором и пинали под задницу на удачу. У инструктора, в свою очередь, был только один день, чтобы оценить ликвидность туриста. Годится ли тот для езды в седле или выдержит ли под рюкзаком. Если турист проявлял себя с худшей стороны, то его отправляли в грузовике обратно на базу в виде балласта. Там он становился “матрасником”. Матрасник это что–то вроде дембельнувшегося поваренка. Фактически не служил, а в фонтан первым ныряет. Пока группа на маршруте, отставший матрасник прогуливается по окрестностям, мастерит сувениры, употребляет в пищу спиртное и отчаянно валяет дурака.

Если взглянуть на туристическую карту тех лет, можно понять что Алтай был исхожен вдоль и поперек. Конные, пешие, автомобильные и водные маршруты соединяли редкие населенные пункты и сотни километров дикой природы.

Сейчас карта автодорог Алтая выглядит куда более разветвленной, чем в те годы. Но есть всего четыре основные артерии:

  1. Чуйский тракт вплоть до границы с Монголией в Ташанте.
  2. Чемальский тракт — короткий аппендикс Чуйкого тракта, ведущий до села Чемал.
  3. Дорога от столицы Республики — Горно-Алтайска до поселка Артыбаш на берегу Телецкого озера
  4. Дорога в Уймонскую Долину, в Усть-Коксинский район.

Все пути по сути тупиковые, то есть невозможно добраться из одного района в другой, не вернувшись в отправную точку. Есть конечно, лазейки, но люди на них встречаются хорошо если раз в год.

С развитием мощной туристической инфраструктуры поток туристов на Алтай увеличился в десятки раз. Сейчас нет проблем с расселением, с питанием и досугом. Чуйский тракт от Горно-Алтайска до самой Монголии расписан под бизнес при дороге.

Как и везде отлично работает закон Парето: 80% туристов посещают 20% Алтая. 80% всех туристов оседают в популярных туристических районах, просаживая деньги в барах, дискотеках и катаясь на водных мотоциклах по нижней Катуни.

Остальные 20% — взыскательные туристы, исследователи и первопроходцы. Обладатели трекинговых ботинок, термобелья и золотой накопительной карты “Спортмастер”. Могут свернуть с тракта и, подключив полный привод, добраться до какой-нибудь достопримечательности. Распотрошенного кургана или замшелых петроглифов. Или заброситься вертолетом в какое-нибудь уединенное местечко поудить хариуса или пострелять заповедных архаров и марала.

В остальном же Республика снова становится terra incognita для большинства туристов. За пределами популярных курортных зон тут есть еще на что посмотреть и чем заняться.

, ,


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *