Горный Алтай многие считают территорией волшебной, мистической. Пытаются выведать секреты, встретится с шаманом, познать непознанное. Расширить сознание, как это говориться сейчас.
Но настоящий шаман (если таковые и есть) никогда не ищет встречи с человеком. А от ряженых сосредоточенных забулдыг толку, как от разговора с радиоприемником.
В советское время в ранге шаманов выступали инструктора по туризму. Они пользовались безоговорочным доверием и иногда играли на этом. Разумеется, для безобидной шутки и исключительно во благо. Но влияние инструктора на группу можно сравнить с НЛП, сеансами Кашпировского или выступлениями раскрученных бизнес-тренеров.
В то время в поход шли не только ради приключений, гор, испытаний и красивых фоток. Последнее тогда вообще была мотивация так себе. Шли еще и ради хорошей компании, удачных знакомств и того, чего по легенде не было при советах — ради интимных отношений.
— Было очень неловко. Хотели, но стеснялись друг друга, — говорит отец, — а мне, как инструктору тоже выгодно чтобы народ выпускал пар. Иначе обиды, конфликты в группе. А оно мне надо? Когда пол группы на взводе.
— И что ты делал?
— Звал на помощь шамана. Отвар готовили — хреностойку. У нас была одна стояночка на маршруте, обычно на ней все по парам и разбивались. Потом так семьями и уезжали.
Такие стоянки были почти на каждом маршруте. Как правило, где-то в середине пути. Начинала копиться усталость, злость, обида. Тогда инструктор рассказывая какую-нибудь байку и невзначай упоминал про «хреностойку». Придумывал ей длинное справочное название и пояснял: местная трава, настой из которой повышает у мужчин потенцию, а у женщин — либидо.
Туристы похихикивали, сомневались, но предлагали найти и заварить. Чтобы доказать, дескать, что хреностойка ваша — фуфло. Инструктор нехотя соглашался, уходил за гору, где стояла изба пастухов. Выбирал самого трезвого и аутентичного, и возвращался с ним в лагерь. По дороге инструктор добывал в полях корни драгоценного растения.
А дальше туристы наблюдали сеанс шаманизма и магии. Подозрительно принюхивались, но употребляли. И запивали коньяком или водочкой предложенную эссенцию. Потом, как водится, рассудок раскрепощался и те, кто чувствовал что настойка действует, расходились по палаткам.
— А что за трава то, отец? — спрашиваю.
— Ну, хочешь, маралий корень. Или кипрей узколистный. Или бадан. Или черная смородина-каменушка. У каждого инструктора был свой рецепт. Иногда мне было лень что-то искать, и я заваривал карликовую березу. Главное ведь не трава, а представление и легенда.
Этот плацебо-прием действовал безотказно. Легенду о хреностойке туристы уносили в города и передавали из уст в уста. Многие, отправляясь в поход, уже знали за хреностойку. А иногда это и было мотиватором приобретения туристической путевки.
И, если быть честным, «хреностойка» — это не точное название. Точное было немного грубее. Но ведь нас читают дети. Кстати, о детях… Если ваши родители познакомились в туристическом походе, то возможно вы — дитя хреностойки.