Таиланд

СЪЕМКИ В РЕЖИМЕ АВТО. Северный Таиланд

Автор:

26 Фев, 2016  

Однако же хватит рассказов о гостеприимной Паттайе. Не проведя и четырех дней на море, мы едем дальше. Если бы наш отдых состоял лишь из пляжных вылазок и променада по Beach road, стал бы я о нем рассказывать? Я предпочел бы умолчать об этом, как о постыдном фрагменте своей биографии.

Еще из России были куплены авиабилеты из Бангкока на север страны, в город Чиангмай. Рано утром, 28 апреля к отелю подъехал минибас и доставил нас на автовокзал Паттайи. Оттуда уже большим междугородним автобусом мы добрались до банкогского аэропорта Suvarnabhumi. Весь трансфер обошелся всего в 200 бат на человека и был заранее оплачен по карте. Перелет в Чиангмай и обратно стоил 3800 рублей также на двоих.

Чтобы оценить прелесть передвижения Bangkok Airways я предлагаю вспомнить любой внутренний перелет по России. Находясь в воздухе с нашим авиаперевозчиком нельзя расслабляться. Сначала вам предложат напиток на выбор и на раздумье дадут около десятой доли секунды. Если промедлить – можно услышать недовольное цоканье пассажиров и уловить на себе едкий взгляд бортпроводницы. Затем вы должны вовремя сдать стакан. Следом вам предлагают горячее, на выбор которого дается еще меньше времени. Чуть промедлил, и у тебя на коленях уже рыба с рисом. Затем с набитым ртом вы ожидаете, когда тележка с горячим доедет до конца салона и снова выкатится та, что везет напитки. Теперь выбор становится проще – чай или кофе. Но если черт вас дернет заикнуться о воде или прохладительных напитках в разговоре со стюардессой – вряд ли вы еще раз увидите улыбку на ее лице.

После всего этого, закопавшись в пластиковых контейнерах и касалетках, вы ожидаете, пока все пассажиры закончат неторопливый прием пищи. Вся процедура кормления и чаепития может скрасить четырехчасовой полет, сократив время на досуг как минимум наполовину.

Я не буду заниматься длительной сравнительной характеристикой. Скажу лишь, что перелет в 700 км занимает 1 час и 15 минут (с взлетом и посадкой). За это время пассажиры успевают не только перекусить, но и прочесть половину журнала Bangkok Airways.

Уже к полудню мы в Чиангмае. В аэропорту нас уже встречает наш хороший знакомый Александр и взятый им в аренду автомобиль Toyota Vios.

Чтобы не гонять читателя в Google: Чиангмай это второй по значимости город в Таиланде после столицы. Чиангмай основан в 1292 году в виде крепости. Крепость имеет форму идеального квадрата и заметна невооруженным взглядом и сейчас. Этот квадрат находится в самом центре, ограничен дорогами и каналом с водой. Также кое-где сохранились и стены старой крепости. Город уже давно вырос за пределы квадрата, но самое интересное по прежнему находится внутри. В частности большинство из более чем трехсот буддийских храмов, что есть в городе.

Север Таиланда в целом – это регион внутреннего туризма. Тайцы не очень любят море и предпочитают отдыхать, приобщаясь к культурным истокам.

Отель выбрали и забронировали заранее. Выбор пал на Noble House Chiangmai. Тихая уютная улочка и в то же время не больше 200 метров до квадрата. Чисто, уютно, тихо и по-домашнему. Номер на двоих на 3 дня обошелся в 1 700 рублей по карте Мастеркард.

Вид с балкона отеля и иллюстрация тайской хозяйстенности. Каждый владелец бизнеса покрасил свою часть дома по своему усмотрению

53

Курортные южные провинции постепенно избавляются от кучи проводов, за которые Таиланд любят высмеивать туристы. На севере же до сих пор провода это не только электричество и связь, но и укрытие от дождя и тень в жаркую погоду

54

И отличное жилище для грызунов

233279_900

Маршрутка Чиангмая — сонгтео. От южного брата тук-туа отличается закрытыми бортами и наличием мусорного ведра на подножке

55

А это классические такси севера. Трехколесные мотоповозки на две персоны пассажиров. Возница сидит будто на взрослом лабрадоре, попирая ногой аккумулятор

241134_900

Элементы старого Чиангмая на фоне коренного представителя.

2

3

4

Завтра мы отправимся в путь, а сегодня есть возможность обозреть сам Чиангмай и окрестности. Экскурсию мы начинаем с чиангмайского зоопарка. От других заграничных зоопарков этот выгодно отличает наличие панд. За пределами Китая есть всего 9 зоопарков, где вы можете увидеть панду живьем. Все панды в мире являются собственностью Китая. Панду нельзя купить, украсть или обменять на газ. Даже президент Российской Федерации до сих пор не был замечен в компании этих редких животных.

Так выглядит въезд в зоопарк Чиангмая.

5

А так выглядит туалет в зоопарке Чиангмая.

6

Панду можно только взять в аренду. Стоимость аренды – 1 миллион долларов в год. При этом панда нуждается в исключительном содержании. Должны быть воссозданы условия, максимально близкие к ареалу распространения.

Пропуск к пандам

7

Инфографика показывает нам, что панд в зоопарках мира — кот наплакал

8

А Лин Хуи — достойный представитель своего рода

9

Кроме всего этого, зоопарк Чиангмая – единственное место, где панда была рождена в неволе. Это случилось в 2009 году и событие облетело весь мир. Наверняка вы сможете выудить из памяти кадры новостной хроники с крошечным детенышем. Через некоторое время детеныш был передан Китаю как алиментная единица.

В таких условиях арендованной панде предлагают скоротать время

11

А вот и она сама — мисс Лин Хуи

220994_900

В зоопарк Чиангмая можно въезжать на автомобиле. По правде говоря, это оптимальный формат посещения зоопарка. Территория очень велика и холмиста, а на улице почти 36 градусов и без кондиционера есть риск завершить посещение не дойдя даже до бегемотов. Вход обходится в 100 бат на человека и 200 бат за автомобиль. Однако посещение панды обойдется вам в дополнительные 100 бат на посетителя. Перед входом вас попросят оставить все продукты и напитки в камере хранения и дезинфицировать обувь. После этого, если повезет, китайский медведь предстанет перед вами. Если не повезет, панда может просидеть где-нибудь в укрытии, но деньги вам никто не вернет.

Наиболее колоритные обитатели зоопарка.

221220_900

Мусорные контейнеры с возможностью сортировки. Бутылки, кроме всего прочего, сортируются по размеру.

13

Около трех часов понадобилось, чтобы бегло осмотреть и объехать зоопарк. Дальше выбираемся на дорогу и направляемся на гору Дой Сутхеп, у подножья которой и расположен городской зоопарк. 15 км по уютному серпантину и мы в маленькой деревушке у подножья Ват Пратхат Дой Сутхеп. Храм основан еще в 14 веке. Тогда смекалистые местные жители водрузили священные реликвии на спину слона и пустили его галопом в гористые джунгли. Слон вскарабкался на вершину, начал трубить, ходить кругами, и, в конце концов отправился к своим слоновьим предкам. А люди посчитали это знаком и поставили храм.

Деревушка возле Ват Пратхат Дой Сутхеп

16

18

Торговцы в свободное время играют в бинго

27

Подняться к храму можно и на фуникулере, но тогда не произойдет очищения от своих грехов, ты привезешь их с собой. Поэтому идем пешком. Порядка трех сотен ступеней по крутой красивой лестнице, обрамленной огромными драконами. На каждой ступени написан текст, который должен читать буддист, поднимаясь на один шаг к храму.

У подножья лестницы на Ват Пратхат Дой Сутхеп

 

19

26

25

Самые лучшие места на вершине уже заняты собаками

20

224903_900

В туалетах отдельный вход для монахов

24

Вход в храм платный – 30 бат. Но это только для фарангов (иностранцев). Фарангами здесь называют вообще всех иностранцев кроме китайцев, индусов и афроамериканцев. Китайцы идут отдельно как chineese people, индусы как indian people. Как называют афроамериканцев вы, полагаю, догадались. Кстати понятие «фаранг» сленговое, но не обидное. Происходит от английского foreing – иностранец. В Паттайе, например, термин смягчается и произносится как «фаланг».

Кстати этот храм — единственная туристическая достопримечательность в северном Таиланде, за посещение которой с нас взяли плату.

С горы открывается потрясающий вид на Чиангмай. Отсюда отлично виден аэропорт и взлетно-посадочная полоса

22

Отлично виден и центр-квадрат

23

После посещения храма едем по серпантину дальше. Интересуюсь у Александра, куда ведет эта дорога. «Она ведет к зимней резиденции короля и затем выходит к небольшой деревушке, где выращивают кофе», отвечает он. Ведь там наверняка можно испить свежесваренного кофе прямо с грядки. Все трое, мы воодушевились этой мыслью и продолжили путь.

Через некоторое время дорога из четырехполосного серпантина превратилась в двухполосный. Затем она сужалась еще и еще и в конце концов осталась одна полоса в обе стороны. При этом она продолжала взбираться в гору, как и раньше. Джунгли сгустились с двух сторон, пропал всякий встречный и попутный транспорт.

Дорога на вершину Дой Сутхеп

28

29

33

31

Оптика подсказывает, что горизонт на этой фотографии не завален. Завалена дорога и Vios

32

Тогда Арина заявила, что ей не слишком хочется свежего кофе, и она предпочла какой-нибудь прохладительный напиток в городском кафе. Но мы продолжали ехать. С одной стороны в джунглях стали появляться громкие неизвестные звуки, с другой к дороге подступил обрыв. Но это по-прежнему был асфальт. Причем его качество намного выше, чем даже тот, что выкладывают на центральную улицу нашего города перед визитом премьер-министра.

Повороты стали еще круче, а вдоль дороги появились знаки, рекомендующие водителю подавать сигнал при движении. Таким образом можно известить о своем присутствии транспорту за поворотом. На поворотах появились большие сферические зеркала. Мы проехали еще с полчаса. Встретили пару мотобайков. Александр засомневался, по той ли дороге мы едем. А я высказал предположение, что кофе «с грядки» может разочаровать нас своими вкусовыми свойствами. Быть может, он не так хорош, как тот, что подают в «Старбаксе». Ведь он не снабжен вкусовыми добавками и усилителями вкуса.
Но мы ехали дальше. Позади осталась резиденция короля, горная деревушка, пустой детский лагерь и даже асфальт. Когда уже сам Александр начал присматривать место для разворота, на дереве показалась вывеска FreshCoffee.

34

Бариста

35

36

А знаете что? Это был неплохой кофе. Отличный кофе. Да, пожалуй, один из лучших, что мне доводилось пробовать в своей жизни. Несколько лачуг с крышей из листьев в гористых джунглях – опытная станция аграрного факультета местного университета. Здесь выращивают кофе, затем фасуют и продают малыми партиями. Отличный кофе с печенькой обойдется вам в 30 бат. Еще за 200 бат здесь можно купить трехсотграммовый брикет зерен или молотого кофе.

38

37

39

Еще здесь есть туалет. Непритязательный читатель или бывалый турист наверняка поднимет меня на смех. Ведь это джунгли, здесь везде туалет, а пальмовые листья – отличный лопух. Но представьте: около двух часов вы движетесь по горам и находитесь на высоте больше чем тысяча метров. Вокруг джунгли, кофейные плантации и тайские лачуги на бамбуковых сваях, а вы идете в туалет и там вас ожидает чистенькая сантехника, шланг для смывания с давлением, жидкое мыло с дозатором и свежее полотенце. И это в стране, которая испытывает проблемы с водой. И в этом весь Таиланд. Даже в самой далекой дыре вы найдете чистый и удобный туалет.

Не так давно, зимой, я ехал по федеральной трассе М-52, что называют еще Чуйским трактом. В Новосибирской области я остановился возле новенькой заправки Газпромнефть и спросил, где я могу сходить по нужде. Мне указали на деревянную будку за углом. Как правило, зимой в таких будках можно полюбоваться на разноцветный сталагмит, но в тот раз я не увидел даже его. Дверь еще накануне была залита чем-то неприятным и безнадежно примерзла. И даже это не самый плохой вариант туалета в нашей стране.

Мы вернулись в город еще засветло. Немного прогулялись по квадрату, и присели на ужин в ирландском пабе в центре. Удивительно, с какой стабильностью в Таиланде кончается день. В Паттайе сумерки наступают сразу после 6 часов. На севере же световой день длится ровно на час больше.

Жители Чиангмая в плане автопарка — эстеты. Здесь можно увидеть любопытные механизмы в приличном состоянии. Даже среди мопедов попадаются винтажные Веспы

42

Внутри квадрата ни одной улицы, переулка, тупика без буддийского храма

43

Крыша из настоящего природного камня

44

45

Тем временем стемнело и мы выходим на Площадь Трех Королей

 

46

47

48

Ват Чеди Луанг — один из самых старых и известных храмов Чиангмая. Построен в 14 веке. Раньше имел ступу и достигал 90м в высоту. Но после удара молнии стал пониже. Теперь выглядит впечатляюще даже ночью

49

50

51

А это терраса ирландского паба, куда мы зашли отужинать

52

 

Коренные племена и северная надбавка

На следующий день планировали выехать пораньше, но, как часто бывает, в дело вмешались традиции русского гостеприимства.

— В какой час вам будет удобно выехать? – спрашивает Александр.
— Мы никак не можем принять такого решения. Мы в гостях, а поэтому, как хозяин прикажет, так и выступим. Но мы пташки ранние и с нами точно проблем не будет, – отвечаем мы.
— Я тоже причисляю себя к жаворонкам и не имею обыкновения долго собираться. Поэтому поступим вот как: как проснетесь, так и позвоните. А я буду ожидать вас на низком старте и сразу выдвинусь за вами. И да, можете не завтракать. Для экономии времени мы перекусим по дороге.

Разумеется, мы покидаем город в 10 часов утра. Сначала мы дожидаемся удобного приличного часа для того, чтобы потревожить хозяина своим звонком. Затем он принимает утренний туалет и собирает рюкзак. Еще около часа понадобилось, чтобы добраться до отеля по утренним чиангмайским пробкам. И наконец, какое-то время мы тратим в поисках Макдоналдса и подъезда к нему.

По 118 Road мы покидаем Чиангмай и движемся на север. Дорога довольно живописна, но сперва я уделю пару слов особенностям вождения в Таиланде.

Итак, вы движетесь по левой стороне дороги. Правильно это или нет, уже не столь важно. Важно понять, что отныне вы не должны ездить по правилам, вы должны ездить по-тайски. Здесь главный посыл – если немножко, то можно.

Можно немножко на красный. В тайских традициях нет понятия «стартовать как на роды» или «на матч МЮ – Барселона». Кроме того, светофор всегда дает пару секунд форы для любителей завершить маневр.
Налево при красном всегда можно. Если для поворота налево не используется дополнительной секции светофора.

Немножко можно обогнать через сплошную. Даже если ты делаешь это на глазах у полиции. Особенно если ты – светлокожий подданный европейского государства. Этот любопытный факт Александр донес до своих пассажиров, когда на четырехполосной магистрали совершал двойной обгон по встречной полосе.

На двухполосной дороге всегда можно обогнать, даже если обе полосы заняты. Встречные подвинутся на обочину, она широкая. Тайский водитель в отличие от нашего коллеги не будет истерично моргать фарами, сигналить, давить на тормоз, или идти на перехват, создавая аварийную ситуацию.

Кстати, моргать фарами и сигналить считается дурным тоном. Можно потерять лицо перед всем водительским сообществом. Если автомобиль мешает – спокойно объедь или подвинься и отправляйся по своим делам. Сигналят только таксисты прогуливающимся туристам и русские граждане русским же девушкам. Поэтому давить клаксон стоит, если вы водите тук-тук или имеете виды на русских женщин.

В городском движении отчасти можно увидеть хаос и смятение. Здесь важно понимать, что границ в этом движении нет. Нужно пролезть – полезайте. Главное делать это медленно, но уверенно, чтобы остальные участники заметили ваш маневр и скорректировали свою траекторию. Что касается мопедов, опасайтесь цветных шлемов. Цветные, как правило, дают иностранцам, берущим байк в аренду. Сами тайцы предпочитают черные.

При всем этом аварийность на дорогах невысока. За все время пребывания я видел лишь одну аварию. В ней участвовали два фарангомобиля, и в одном из них я был пассажиром. Может быть, плюс в хороших дорогах, широких обочинах и удобных развязках. Может быть, в соблюдении скоростного режима или аккуратном вождении. Возможно в глубинном понимании процессов, происходящих на дороге. Или все вышеперечисленное.

И о глубинном понимании. Не включайте фары на загородных тайских дорогах в светлое время. Просто примите это и не включайте. Иначе первый же полицейский инспектор остановит вас и попросит их выключить.

Тайцы испокон веков ездили с выключенными фарами. Только несколько лет назад кто-то из высших чинов Таиланда съездил в матушку Европу и вернулся с букетом нововведений и магнитиком на холодильник. Рассказ о белых людях, которые просто включают фары днем и меньше попадают в аварии, взбудоражил политическую элиту. «А может и нам так надо», зашептали в коридорах.

Сказано – сделано. Привезено и введено. Теперь все садимся за руль и включаем фары.
Результат превзошел все ожидания. Аварий стало столько, что дорожная полиция выписывала протоколы один за другим, не имея возможности отдохнуть или пропустить по ледяному мокаччино. Причину повышения аварийности не выявили, но и включать ближний свет запретили. Теперь даже в самый сильный тропический ливень тайцы стойко держат переключатель на OFF.

Road 118

56

58

У меня таких фотографий сотни две. Их можно листать и природа будет постоянно меняться. Неизменным будет только пикап. Причем всегда разный

59

Горячие источники провинции Чианграй

60

За 20 бат здесь можно купить сырых куриных яиц в лукошке

61

Просто положите их в воду. Пока вы сделаете пару селфи на фоне гейзера — они будут готовы

62

На улице очень жарко, пот льет ручьем. Через оазис протекает привлекательный ручей. С температурой чуть ниже температуры кипения

64

Здесь же отличный пример бережного отношения к одному из первых Ниссан Санни

63

Здесь же на road 118 реализована копия камбоджийского Ангкор Вата.

65

И огромная статуя монаха, потрясающая своим сходством с живым человеком

66

Тайцы очень любят вешать на транспорт пустые яркие бутылочки. Причем это не только мотоколяски, пикапы и макашницы. Часто такие погремушки можно видеть и на дорогих автомобиля. Объяснение этому очень простое — потому что это просто красиво.

69

В этой поездке я несколько раз пытался сфотографировать на ходу тайские километровые столбики, дающие полную информацию о маршруте. Но мне удалось только такое фото вместе со странным механизмом. Уж не взыщите

70

По-настоящему красивые автомобильные номера. Фон на номере вполне легален, доступен в продаже и для каждой провинции свой. Панды, например, принадлежат Чиангмаю. Внизу слева красивая рамка для номера байка. Выполнена вручную.
А генерал таксист рыбка просто урвал золотой однознак

238019_900

А мы оставляем позади живописное 118-е шоссе с его гигантскими придорожными камышами и горячими источниками и выходим на 1-ю автостраду. Первая автострада это главная дорога страны. Это можно понять и по номеру и по 4 полосам движения в каждую сторону. Автострада тянется от Бангкока на север к границе с Бирмой. Мы выходим на нее в районе Чианграя.

Чианграй – дивный маленький городок на самом севере Таиланда. Из населения не только тайцы, но и коренные племена: мяо, карены, лису, акха. У каждого племени существует своя символика, свои цвета, национальные одежды и артефакты.

В Чианграе есть две основные достопримечательности. Это Белый и Черный храмы. Поворот на Белый храм (или Ват Ронг Кхун) налево не доезжая до самого города. Туристические объекты, как правило, выделены на дорожных указателях синим цветом.

Белый храм, а точнее храмовый комплекс, не является религиозной постройкой. Тайцы никогда не пойдут вознести свои обращения к Будде в это заведение. Каждый из них предпочтет поставить бутылочку красной фанты домику духов ненавистного соседа, нежели зайдет в Белый храм.

71 72

А все потому, что данный комплекс является на 100% объектом туристическим. Не смотря на всю красоту и удивительную легкость основного здания, внутри нет ни статуи Будды, ни священных реликвий. Зато интерьер храма украшают известные всему миру супергерои – Супермен, Человек-Паук, Россомаха, Кунгфу-Панда и другие. На территории можно обнаружить висящие головы Франкенштейна, Фредди Крюгера, Джейсона (Пятница 13). С одного из деревьев ехидно улыбается голова Гитлера.

Жемчужина Белого Храма — бесплатный туалет

73

75

Доступ к золотому унитазу — только в сменке. А к писсуару можно и в своих

74

76

Lost & Found шкафы Белого Храма. Стоят на улице, без охраны. Внутри кроме всего прочего бумажники с деньгами, кредитные карты, украшения, айфоны, ключи от автомобилей

77

Нам не слишком повезло с погодой. На фоне голубого неба Белый Храм смотрится гораздо выигрышнее

78

А с определенного угла все это походит на расслоение структур в какой-нибудь компьютерной игре

79

Структуры бережно подкрашивают и обновляют

80

Белый храм это авторский арт-объект тайского художника и архитектора Чалермчаю Коситпипата. Он и сам присутствует здесь в виде картонных изображений, с которыми любят фотографироваться дети. Возмущенный читатель может спросить: если этот храм не храм, зачем же сюда ехать? Отвечу фразой из еврейского анекдота про обрезание: «ну, во-первых, это красиво».

Денег за посещение комплекса с вас не возьмут, но вы можете сделать добровольное пожертвование. Стоит всего 30 бат и позволяет вам написать свое пожелание или любой другой текст на металлическом листке, который потом закрепят под потолком одного из строений.

238585_900

От Белого храма перемещаемся к Черному. Для этого надо повернуть с магистрали опять же налево, но уже за городом. Попадаем в перерыв на обед. Едим мороженное, выжидаем, пританцовываем у шлагбаума.

После приветливой головы Иосифа Виссарионовича на газоне, и героев мультфильма «Рокки и Бульвинкль» на внутренней стене храма, тяжело чему-либо удивляться в те же сутки. Но мы не спасовали и решили попробовать. Итак, Черный храм.

81

Это место должно быть неплохо смотрится при кровавом закате или при свете налобного фонарика, батарейку которого уже постучали об камень и она завершает вторую жизнь. В целом что-то между жилищем героев фильма «Поворот не туда» и музеем капитал-шоу Поле Чудес.

На территории комплекса около 20 различных зданий и сооружений. Я не могу похвастаться тем, что постиг назначение хотя бы одного из них. Сказать, что они странные, это все равно, что высказать предположение о том, что 2 августа у фонтанов бывает людно. Я просто приложу эти фотографии, полные ярких артефактов.

242683_900

82

83

84

85

86

Внутри эти строения похожи на интерьеры шоурумов икеи. Разве что пыли побольше и унитаз функционирует

242726_900

В центре всего мертвого великолепия есть место и живому уголку.  На яркий мир внимательно взирают из клетки два огромных питона. Чуть дальше – там, за цепочкой, куда нельзя ходить, дом самого автора-архитектора-хозяина. Кстати, это тот же человек, что дал миру Белый храм. Да, этот находчивый малый время от времени живет тут. Он занимает единственный дом без окон.

243392_900

Снова на север по первой автостраде, под ритмы и мелодии азиатской эстрады и рассказы Александра о тайской жизни. Эта часть Таиланда совсем не походит на южные провинции. Совсем другие цвета, другие запахи, другие фрукты, другие люди и другие ландшафты. Слева растянулась цепь красивых зеленых гор. Снимать, даже хорошей оптикой, бесполезно. Большую часть времени горы Тая покрыты плотной туманной оболочкой. Связано это с высокой влажностью в джунглях и высокой же температурой воздуха.

Гуру пикапа. Особенности национальных перевозок88

89

91

Через 20 минут добираемся в приграничный  Mae Sai и уходим налево на дорогу 1149. Дорога номер 1149 на этом участке как трасса 66 – загадочна, безлюдна и абсолютно незаметна на Google Maps. Но мы едем по ней, едем в нужную сторону и даже знаем, сколько еще осталось ехать.

Километровые столбики. С любовью от дорожных служб Таиланда. Они есть на всех дорогах, и предоставляют информацию не только о номере дороги, но и расстоянии до ближайшего пункта и до конечного пункта маршрута.

Да, на протяжении всего этого участка мы не встретили ни одного транспортного средства в движении. Зато около десятка раз дорогу нам преграждал шлагбаум. Полиция, потом военные, потом снова полиция. Эти милые господа, едва завидев подрумяненные славянские лики, улыбаются и спрашивают о пункте назначения. А потом рассказывают, как добраться и желают приятного пути. Никаких проверок и досмотров.

В своей жизни я повидал много удивительных дорог, и доложу вам, эта одна из самых красивых, странных и удивительных. Road 1149 не увидеть на спутниковых снимках Google Maps. Почти всю ее скрывают кроны деревьев. Road 1149 не увидеть на схемах Google Maps. Она прячется ровнехонько под линию государственной границы Таиланда и Бирмы. Она и была когда-то построена, чтобы обозначить границу на этом участке. Чтобы решить вопросы о спорных территориях и гонять зазевавшихся бирманцев к себе, через дорогу. В отличии от наших горных дорог, тайские проложены не в долинах, а по гребням холмов и гор. Поэтому с road 1149 открывается отличный вид как на тайские деревушки и первую автостраду в районе Чианграя, так и на тропы в джунглях Бирмы.

А вот и дорога 1149. Хорошее качество покрытия, но джунгли год за годом берут свое92

93

А так выглядит первая автострада с дороги 114995

96

Хвойные леса в тайских тропиках98

Типичная деревня в северных лесах Таиланда99

100

94

А это уже бирманская деревня по другую сторону дороги

102

Так выглядит образцовый участок границы

103

104

105

Основное население road 1149 это обитатели блок-постов. Встречаются и деревни, но население редко пользуется этой дорогой. Из райцентра сюда можно добраться другой, более удобной и короткой дорогой. Кроме того, это избавляет от труда доказывать офицерам, что в транспорте нет непрошенных граждан Мьянмы. Для мопедов и вовсе существуют прямые пути через джунгли и горы.

Дорога все забирает и забирает вверх, закладывая такие повороты, что даже на коротком виосе входим с трудом. На вершине пальмовые деревья сменяются хвойными. Сосна, лиственница. Запах стоит настолько плотный и приятный, что тормозим и минут 15 просто дышим. Привычные нам деревья в этом климате раскрываются совершенно другим букетом.

Первым из астрального оцепенения выходит Александр и замечает, что неплохо бы достичь очередного чекпойнта. Иначе можно снова увидеть улыбчивые лица ребят с последнего поста. Нет, дело не в том, что мы, трое иностранцев, шаримся в приграничной зоне. Просто не получив сигнала по рации от коллег, эти джентльмены будут переживать, не случилось ли чего дурного с этими странными редкими туристами.

Заезжаем обозреть Doi Tung Pagoda и после выезжаем на развилку с очередным блок-постом. 1149 уходит влево и возвращается на первую автостраду. Направо уходит дорога 1338, но неизвестно куда ведет.

— Товарищ офицер, по какой дороге мы попадем в Дой Мэ Салонг?
— По левой.
— А правая?
— (Кивает) Далеко.
— Тогда мы, с вашего позволения, по правой.
— Отличный выбор, сэр.

106

Храм в джунглях Doi Tung Pagoda. Подъем традиционно скрашивают два дракона107

Дальше идет аллея c сотнями колоколов разного размера. Арина решила пробить в каждый из них108

Высота горы Doi Tung 1800 метров. А сам храм является самым почитаемым местом на севере Таиланда среди буддистов

109

110

Любой буддист может подойти и ударить в гонг. Ощущения такие, будто происходит землетрясение111

1338 делает горбатый кружок по окрестностям и пересекается с дорогой 1130. Та, в свою очередь, превращается в 1234, которая и выведет нас в Мэ Салонг. Все эти три дороги по своему красивы, а с появлением дороги 1234 вокруг появляются чайные поля на склонах, и к тайскому колориту мягко замешивается китайский.

Что действительно объединяет все эти места – большое количество футбольных полей. И везде играют дети. В горном Таиланде вообще очень любят футбол. На каждом пикапе есть стикер с жуком носорогом — символом Chiangrai United FC. Еще здесь любят премьер лигу и красивые недорогие вещи. Только здесь на одном мопеде могут ехать Робин Ван Перси, Тьери Анри, Стивен Джеррард и два Фернандо Торреса (один из Челси, а второй из Атлетико).

Однако я никогда не слышал о сборной Таиланда по футболу и меня это ничуть не удивляет. Каждое из увиденных полей это зеленая площадка с воротами в горах. Эти поля имеют естественные линии ворот и обычно это высокий крутой обрыв. Согласитесь, в таких условиях сложно вырастить Серхио Рамосов, если конечно, у вас не одноразовые футбольные снаряды. «Ну, зато контролю мяча можно только позавидовать», оправдывается тренер тайской команды за обидное поражение.

Смотровая придорожная площадка113

А так выглядят мусорные баки на севере Таиланда. Сама урна, ручка, крышка и подставка — все полностью из использованных шин112
Серпантины дороги 1234. Поговаривают, что если ехать на сонгтео, то сильно укачивает, и туристы передают по кругу бумажный пакет дружбы

114

115

Пример дороги, проложенной по гребню холма116

118

117

 

Опиум со вкусом зеленого чая

Наш конечный пункт на севере – деревня Mae Salong или Мэ Салонг по-нашему. Мэ Салонг расположена, словно на спине у дракона, макушку которого венчает золотая пагода. В длину около 4-х километров, всего одна основная улица.

Мэ Салонг была основана китайцами в 1961 году. Остатки 93-й армии Мао Дзедуна вынуждены были отступить из Бирмы в Таиланд, где и обустроились на удобном хребте, дабы сечь поляну в обе стороны. Чтобы победить скуку и голод выращивали опиумный мак. Чтобы добыть средства для себя и правого дела – опий продавали. Чуть позже король тайского государства намекнет, дескать, мы не против вашего присутствия, но с веселым садоводством придется завязать. Теперь население Мэ Салонг занято выращиванием и обработкой хорошего зеленого чая. Кстати его, этот чай, здесь принято подносить в заведениях общественного питания перед едой. Разумеется, за счет заведения.

Мы приехали в Мэ Салонг, когда солнце уже клонилось к закату. Поэтому времени хватило только на то, чтобы провести смс-голосование и заселиться в вип-домики. Здесь стоит поблагодарить Александра за выбор гестхауса Shin Shane Guesthouse мистера J. H. Ho. Если углубиться в юннаньские словообразовательные формулы, то получим что-то вроде «Первый гестхаус». Нас встретил сам хозяин, китаец лет 40 в футболке «I love Doi Mae Salong». «I made it by myself», гордо ответил он, когда я спросил, где могу купить такую же.

Закинули вещи в бунгало и отправились ужинать. Отужинать можно здесь же, на террасе с прекрасным видом на деревню. Такие виды обычно любят изображать в своих фотоблогах барышни с богатым внутренним миром. Но то, что подали мне к ужину в тот вечер, вряд ли могло бы украсить чей-то инстаграм.

Во-первых, это хороший, зеленый чай. Кроме того, за него не нужно было платить, и от этого он становился еще лучше. Затем я попросил принести рис со свининой. В эти края, я слышал, поставляется недурной китайский рис. Но даже не он был главой стола, а два копченых свиных копытца, которыми украсили крупу. И все же, должен признать, мяса в копытцах было в достатке, а за 60 бат это отличный ужин путешественника.

Автомобили из Европы и США в Таиланде могут позволить себе только абсолютные богачи. Входные пошлины на этот автопарк превышают все разумные границы. Владелец этого BMW в Mae Salong должно быть оставил на границе кругленькую сумму119

Вид из террассы кафе гестхауса напоминает cs_italy. Если вы понимаете о чем я121

Арина понимает о чем я, и делает заказ120

В Таиланде вообще все недорого, а здесь, в китайском Таиланде, те же банкноты приобретают еще большее значение.
Перед сном посетили еще одну достопримечательность – супермаркет 7/11. Это единственный «север-елевен» на территории Таиланда, который до сих пор работает с семи до одиннадцати. Остальные давно перешли на круглосуточный режим работы.

А теперь пришло время осмотреться, что мы получаем за 300 бат в сутки в этом уголке Азии. Это уютный домик с двумя кроватями. Кроватями на две персоны, а не топчанами, размером с полку плацкартного вагона. При этом в домике есть туалет. А в туалете душ. А в душе горячая вода. И хотя в деревню не проведен газ, водонагреватель подключен к газовому баллону, который стоит снаружи. Есть телевизор. Сколько каналов не знаю, я дошел до 35-го и выключил. Есть вай-фай, бесплатный. И скорость намного выше, чем в нашем элитном сьюте в Паттайе.

123

Наш гестхаус мистера J. Ho настолько самобытен, что его даже нет на букинге. Зато в Mae Salong есть несколько других самобытных мест, где можно остановиться.

Да, так вышло, что сегодня мы ночуем сразу в трех отелях. В Паттайе на двадцатом этаже с видом на море, в двухстах метрах от исторического центра Чиангмая и здесь, в джунглях. Все отели оплачены одновременно.

Сон в джунглях в целом не подходит для отдыха впечатлительных людей. Особенно когда спихиваешь с крыльца своего дома насекомое размером с закормленного воробья. Но в жилище такой не проберется – щели маловаты. А вот живность поменьше запросто. Но этих на стене ванной-туалета поджидает стремительный гекон.

Еще один, только побольше, но другой – гекон токи расположился на внешней стене дома. И если к обычному массивному стрекоту цикад Таиланда привыкаешь через пару дней, токи во всем этом шуме улавливается очень отчетливо. Эта ящера выдает несколько громких звуковых сигналов. Каждый сигнал повторяется несколько раз, и вся рулада походит на сработавшую сирену автосигнализации. Финальным аккордом является повторяющееся многократно «Ток-ке! Ток-ке! Ток-ке». Таким образом гекон токи объявляет о самозахвате территории. От обычного, молчаливого, гекон токи отличается, прежде всего, размером. Он может достигать до 30 см в длину.

С одной стороны жутковато, когда вся эта фауна носится по твоему жилищу. С другой, если эти двое тут, то насекомых точно можно не опасаться. Что касается лично меня, я больше всего опасаюсь змей. Но Александр заверил, что местные племена уже всех съели, пустили на настойки, лечебные яды и крем для рук.

Утром мы проснулись пораньше, чтобы сходить на местный рынок. Здесь торгуют по утрам, с пятницы по воскресенье. Рынок примечателен еще и тем, что из глухих горных деревушек приходят коренные племена, торгуют в основном травами.

Арина проснулась даже раньше, чем стоило бы. В 3 часа ночи. По ее словам, это знак солидарности с женщинами племен акха, которые именно в эту самую минуту покидают свои жилища, чтобы поспеть к открытию товарно-сырьевой биржи Мэ Салонг. Я же человек не настолько чуткий, поэтому считаю, что она просто испугалась 30-сантиметрового пятнистого парня, который бегал снаружи и орал, как ребенок в плацкарте.

Как бы там ни было, утром мы выдвинулись на рынок. Зная масштабы торговли в Таиланде, я обул удобные сандалии, повесил на шею фотоаппарат. Найти рынок не составило никакого труда, он расположен на той же улице, в том же месте, что и наш гестхаус. Весь его мы прошли не торопясь минуты за две с половиной. При этом я еще останавливался сделать несколько кадров.

Если отбросить условности и колорит, такой рынок еще лет 10 назад можно было увидеть у любой станции метро в любом московском «спальнике». Лотки с колбасой, лотки с крупами, лотки с яйцами. Тут же в масле производится какая-то выпечка. Представители горных племен приторговывают травкой.

Если бы я был хисптером, коих по просторам Таиланда путешествует в изобилии, следующее я бы описал так: «За 10 бат я взял на рынке пак маффинов и мы спустились в лаундж геста чтобы обсудить дальнейший трип». На деле же у меня в руках был пакет с пончиками, напоминавшими скорее «хворост» из нашего детства. Только вкуснее, но другой, да. Мы сидели в кафе гостевого дома и обсуждали наше незавидное положение.

Утренний рынок в Doi Mae Salong124

125

Колбаса, например, нарезается и готовится здесь же

126

Так вышло, что добравшись до одного из красивейших мест Таиланда, мы остались без фотоаппарата. Нет, физически эта гантеля была все еще у меня в руках. Но проку от нее было мало – основную батарею я посадил еще в зоопарке Чиангмая, а запасная кончилась вчера. Зарядное устройство осталось в отеле Паттайи, а купить подобное здесь нечего и помышлять.

Теперь же, завидя подходящий кадр, я должен попытаться сделать фото максимально быстро, не прицеливаясь. В х*як режиме. Затем аппарат осознает, что батарея села и вырубается. А я выхватываю из кармана запасную и пока техника прикидывает, что к чему, делаю еще один снимок. Как долго я протяну в таком режиме – неизвестно, но время, отпущенное для нажатия на кнопку, постоянно сокращается.

Но будем буддистами. Если так случилось, значит, нам стоит вернуться сюда еще раз. А дальнейшее повествование этой части пути я буду вести глазами телефона МТС 960, купленного по акции за 1500 рублей.

Чуть позже подтянулся Александр, мы позавтракали и двинулись в путь. Сначала посетили чайную плантацию Tea 101 Factory. Затем заехали на «чайники» и после отправились наверх, к пагоде. К ней от нашего геста можно дойти и пешком. В такую жару этот путь действительно был бы благостным и очищающим от грехов. Был бы правильным и осознанным. Со смиреной радостью и глубоким осознанием пережитого. 718 ступеней очищения. Короче, мы на машине доехали.

Чайная плантация 101 Tea Factorytea

128

129

132

133

131

137

136

Так выглядит деревня со стороны плантации. В верхнем правом углу пагода, к которой мы и направляемся135

138

А так выглядит деревня со стороны пагоды140

142

141

Затем заехали в музей памяти мученикам или музей основателей Мэ Салонг. Вообще без знания тайского или китайского языков, понять что-либо там очень сложно, но заехать стоит. Как минимум, там красиво, тихо и прохладно. Не помню, отдавали ли мы что-нибудь за вход, а если и отдавали, то сущие копейки. Во всем музее мы не встретили ни одного человека. Ни одной смотрительницы, которая цыкает, когда тянешь ручонки к макету реконструкции гражданской войны. Основное здание как огромный пустующий ангар или футбольное поле, лишь у стен расположены небольшие стенды и деревянные таблички, похожие на надгробные камни с именами героев войны. И вы таки не поверите, но в углу лежит обычный футбольный мяч.

Здесь я еще несколько раз конвульсировал, и менял батарейки. После чего плюнул и расслабился.

143 144 145 146

Здесь же, возле музея, можно неплохо отовариться чаем. Здесь научат его правильно заваривать, дадут попробовать и еще посмеются над глуповатым русским, который поинтересовался, где дескать у вас тут сахарный песок к этому дивному напитку. Александр приобрел крутой чайник для заваривания и местный молочный улун, а я выторговал плюшку 10-летнего пуэра, размером с лошадиную голову всего за 400 бат. Пуэр, разумеется, растет не здесь. Сюда он попадает из одноименного городка китайской провинции Юннань.

После музея мы вернулись в гест, собрали вещи, расплатились с хозяином и двинули в обратный путь. Всего пребывание в этом месте на троих (два домика и 3 трапезы) нам обошлось в 1060 бат.

 

Чиангмай. Возвращение

Прекрасно, когда обратная дорога отличается от пути «туда». Мы покинули Мэ Салонг по 1089 road, которая затем превратилась в 107-ю дорогу и с севера въехали в Чиангмай.

По насыщенности этот путь ничем не уступает вчерашнему. Сначала дорога идет по гребням холмов, присутствуют крутые серпантины. Затем выходит на зеленую равнину, пронизываемую коричневыми мутными реками. Равнина сменяется густым лесистым участком, где едешь словно в зеленом тоннеле.

Потом начинается горная часть. Но эти горы не имеют ничего общего с высокими зелеными холмами, что мы видели раньше. Это голый крутой скальник. Горы при этом не соединены в хребты. Это одиночные скалы, каждая их которых достойна отдельного внимания. Далее дорога тянется длинными чиангмайскими пригородами.

А это уже обратный путь. Храмовый комплекс из 7 уровней. На четвертом обнаруживается этот монумент. Все темные места: уши, борода, бороды драконов, подмышки и все прочее — живые осы. Плотный слой насекомых147

А это седьмой уровень и потрясающая по красоте пагода. Если вы когда-нибудь будете путешествовать по 107 road, ее обязательно стоит посетить. И не поленитесь зайти внутрь148

Все это области внутреннего туризма Таиланда. Чуть в стороне от дороги национальные парки, объекты культурного наследия. Все это очень популярно у местного населения. Тайцы не понимают отдыха на море. Во-первых, потому что дорого, а во-вторых, зачем без надобности хлебать соленую воду и лицезреть чужие отвисшие задницы, если это можно делать с большим комфортом у себя в бассейне.

Bangkok Airways доставит нас обратно в столицу только на следующий день после обеда, а утром еще есть время прогуляться по Чиангмаю. В 8 утра мы покинули отель и пошли бродить по квадрату.

Таиланд славится, кроме всего прочего, своим доброжелательным отношением к туристам. Но если сравнить приморских тайцев Паттайи с обитателями Чиангмая, то первые покажутся вам угрюмыми жителями Наро-Фоминска, встреченными серым утром возле вещевого рынка столицы.

Чиангмай с карты Google сам по себе не кажется большим городом, а центральный квадрат и подавно. Но за пару часов мы прошли около его трети, не углубляясь при этом в переулки. Сама форма квадрата отлично помогает ориентироваться. Поэтому мы вошли внутрь с юга, дошли до самого центра и повернули налево, дойдя до другой стороны. Затем по внешнему периметру вернулись обратно к отелю.

149

Крыши кое-где до сих пор покрываются листом тикового дереваtemple

151

Все это время мы пытались найти работающий обменник, чтобы обменять пару сотен баксов на небольшой суетливый шоппинг. Как только поиск заставил нас остановиться и уткнуться в телефон, к нам подошел таец.
«Сегодня праздник, день труда, ничего не работает. Но, может быть, я могу помочь найти вам то, что вы ищете.»

Затем он указал нам, как пройти на улицу, где есть работающий обменник. По дороге мы повторно замешкались, и к нам также подошла женщина, которая спросила, может ли она нам чем-либо помочь.
В общем, с обменом проблем не было. Равно как и с шопингом – все магазины в это праздничное утро 1 мая все равно были закрыты.

В 12 мы, как и подобает, сдали ключи от номера и попросили вызвать такси в аэропорт. Это избавляет от необходимости торговаться на перекрестке с водителями сонгтео (местных тук-туков), и причинять неудобство пассажирам.
В аэропорт нас подъехал проводить Александр. Мы отдали дань уважения ему и прокатной Toyota Vios. На долю малолитражки выпал нелегкий путь в этот уик-енд. Крутые серпантины провинции Чианграй вкупе с включенным кондиционером заставляли Александра поддавать овса порой до красной зоны. Бензин дороговат, что-то в районе 40 бат за литр. Но заправляться нам пришлось лишь однажды.

Как добраться в Чианг Май и совершить такое же путешествие всего за один уик-енд? Очень просто. А проще и дешевле всего, если лететь из Бангкока.


Будь другом — поделись с друзьями: Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter

, ,