Россия

Ретранслятор в Акташе, дорога за облака

Автор:

16 Июл, 2017  

Акташский ретранслятор для туристов открылся сравнительно недавно. Не сказать, что об этом месте никто не знал, оно просто было закрытым.

Мы давно рассказывали об этом месте и включали его в различные программы путешествий по Алтаю, но сами рискнули посетить только в июне 2017. Лишь тогда случилось так, что у нас был свободный день в Акташе, сносная погода и свободный проводник.

Можно ли подняться на ретранслятор на своей машине? Определенно можно, если у вас полный привод и высокий клиренс. Вы сэкономите 5 000 на заброске и сможете потешить свое самолюбие, восхваляя водительское мастерство и внедорожные качества автомобиля.

Но если у вас не подготовленный внедорожник, а стоковый паркетник или кроссовер (про который автопроизводители так любят снимать ролики о покорении горных ландшафтов), я бы рекомендовал найти хорошего проводника. На то есть две причины:
1. Амортизация деталей автомобиля и возможные неисправности во время этой короткой экскурсии могут стоить вам гораздо дороже 5 000 рублей. А учитывая удаленность Акташа от авторизованных сервисов еще и эвакуатор тысяч за 20.
2. Местные проводники очень не зря едят свой хлеб с хариусом. Помимо трансфера за облака они готовы выложить кучу интересных историй об этих местах. Если вы умеете слушать, разумеется.

До середины 90-х годов в этих местах располагался Акташский ртутный рудник. Когда-то сам Акташ был основан для обслуживания этого рудника. Но ртуть в таких количествах больше не нужна стране и рудник вместе со всеми его недрами оказался никому не нужен. За пару десятилетий его разворовали, растащили на стройматериалы. А что не удалось человеку сделала природа. Сейчас от рудника остались лишь остатки нескольких зданий и горы отработанного шлака.

Но рудник дал миру дорогу наверх, и это главное для туристов. Выехав из Акташа в сторону Улагана через пару километров нужно повернуть перед первым мостиком направо. Дальше вас ждут 4,5 км дороги ужасного качества. Связано это прежде всего с тем, что речка Ярлыамры, вдоль которой идет дорога, весной выходит из берегой и вымывает из дороги грунт.

Нам повезло — проводник, которого мы нашли, родом из этих мест и много лет проработал на самом руднике. Он рассказывает, то в годы былого могущества эта дорога была намного лучше, чем сейчас. Настолько, что водители путали ее с Улаганским трактом и без всяких сомнений доезжали до самого рудника, где их разворачивала охрана.

Итак, первые 4,5 км преодолеваются с трудом даже на Ниве или УАЗе. Огромные валуны, колеи, трубы — все это не доставляет комфорта. Когда вы проезжаете мостик через Ярлыамры, можно выдохнуть. Дальше дорога пойдет попроще.

Мы поднимаемся на крутой яр и вдруг видим возле дороги небольшой палаточный лагерь.

— Это бабочники, — поясняет наш проводник Сергей, — они здесь все лето. Вы знали, что есть такие виды бабочек, которые стоят десятки тысяч долларов? Вот и я не знал.

Дальше мы огибаем гору рыжего шлака, высотой с шестнадцатиэтажку, и оказываемся перед шлагбаумом. Метрах в 50 справа от нас находится двухэтажное здание, когда-то выкрашенное в белый цвет. Здание давно заброшено за исключением одной секции из двух комнат, где из трубы идет дым. В остальном зияющие оконные проемы, схлопнувшиеся внутрь стены, сложившаяся крыша.

— А это администрация завода, который перерабатывал руду. В прошлом году один местный делец взял его в долгосрочную аренду, сколотил бригаду из местных бухариков и заселил их в корпус. Шарятся по округе, собирают травы, корешки. Вот шлагбаум поставили, чтобы деньги собирать.

Тут Сергей остановился перед шлагбаумом, и выкрикнул в сторону барака несколько крепких слов, что являются паролем. На акташский диалект из кустов появилось чумазое лицо, кивнуло и потянуло за трос, открывающий шлагбаум.

Дальше дорога пойдет еще круче и идет серпантином мимо заброшенного здания рудника, мимо штолен (глубина которых достигает 3-х километров), мимо пасущихся лошадей и яков.

Фото Ирины Раданевич

Фото Ирины Раданевич

Фото Ирины Раданевич

Перед финальным подъемом будет большая площадка, на которой мы рекомендуем обязательно сделать остановку. С нее открывается вид на Северо-Чуйский хребет намного интересней, чем с вершины — там сильно мешает скала по центру.

На последнем отрезке к вершине уже встречается снег, облака и вообще здесь заметно прохладнее. Мы поднимаемся на гору Лысуха, но чуть чуть не достигаем вершины. Машины паркуются на площадке вокруг вышки — это и есть ретранслятор. Высота площадки 3 000 м над уровнем моря, а сама вышка 50-70 метров по разным данным.

О том, что это за вышка, какова история ее возникновения и кто эти люди, что здесь работали отлично написано на сайте Алтай Туристский. Я лишь добавлю, что этот ретранслятор обеспечивает район теле- и радиосигналом и мобильной связью. А это значить, что дивные фото с пылу с жару сразу попадают в инстраграмы. Или что вы там еще привыкли вести.


 
 

Итак, что делать на площадке у акташского ретранслятора?

Можно поймать потрясающий вид на весь Северо-Чуйский хребет. Если позволит погода, разумеется.

Можно наблюдать за Курайской степью и запечатлеть, как солнечные лучи гуляют по долине.

Можно медитировать, глядя на ленту реки Чуя.

В ясную погоду можно рассмотреть в бинокль или зум объектива Белуху.

Можно сходить на Озеро Горных Духов, описанное писателем-фантастом Иваном Ефремовым, в рассказе «Озеро Горных Духов».

Можно подняться пешком еще 200 метров и понаблюдать, как в ущелье пасутся сарлыки.

Можно прогуляться по хребту до старого ретранслятора. Прогулка займет часа 2 на туда-обратно.

Можно загореть и сгореть напрочь. А еще полюбоваться местной флорой под ногами.

 

 
 

Что нужно взять с собой на акташский ретранслятор?

— Термос с чаем, напитки, еду. Если погода облачная, то хребты могут то открываться, то закрываться и виды будут эпичными и переменчивыми. Вы проведете на вершине несколько часов.
— Теплую одежду: ветровку, шапку.
— Удобную и прочную обувь, если вам вдруг захочется забраться на скалу или погулять по курумнику.
— Защитный крем от загара. На такой высоте за несколько часов можно загореть как за день на солнце в Сочи.
— Фотоаппаратуру, бинокли, штатив.

Таким образом, на ретранслятор стоит потратить, как минимум, полдня. А то и весь день. И мы рекомендуем воспользоваться услугами местных проводников. Прогулка выйдет куда интереснее. Кроме того, через проводника всегда можно попробовать раздобыть свежего хариуса по низкой цене. Или кош-агачской баранины, которая ничем не хуже новозеландского ягненка.

Найти проводника за облака вы можете спросив на любой турбазе Акташа, Чибита или Курая. Всего на акташский ретранслятор доставляют 5-6 человек.

Мы публикуем номер телефона человека, который возил нас. Он дал на это разрешение: +7 962 582 62 77 Сергей.

 
 
А теперь фото пользователей, кому больше повезло с погодой.


 


 


 


 


Будь другом — поделись с друзьями: Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter

, , ,